Крупнейшие техногенные катастрофы Москвы. От Лужкова до Собянина

Крупнейшие техногенные катастрофы Москвы. От Лужкова до Собянина
  Фото: https://imgp.golos.io.
Авария на Шлюзе № 7 Канала имени Москвы 10 января 2019 года, в результате которой часть дамбы размыло из-за провала грунта и частично затопило Тушинский тоннель, привела к возобновлению обсуждения проблемы защищенности столицы  от техногенных катастроф.

ИА FederalCity предлагает обзор крупнейших техногенных катастроф, произошедших в Москве в 2000-е годы в период руководства городом двух его мэров – Юрия Лужкова (1992–2010 годы) и Сергея Собянина.

Пожар на Останкинской телебашне 27–28 августа 2000 года 

Пожар на Останкинской телебашне с 27 по 28 августа 2000 года стал крупнейшей техногенной катастрофой, произошедшей в Москве после распада СССР. Во время пожара погибли три человека, вещание большинства российских телеканалов на Москву и Московскую область было приостановлено.

Возгорание возникло на высоте 460 м, выгорели 3 этажа. Гибель людей произошла из-за падения с высоты около 300 метров скоростного лифта. Погибли заместитель начальника УГПС СВАО Владимир Арсюков, лифтер Светлана Лосева и слесарь-ремонтник Александр Шипилин.

Из-за высокой температуры оборвались 120 из 149 тросов, скрепляющих бетонную конструкцию башни, однако башня устояла, а тросы впоследствии были восстановлены.

Некоторое время были сложности при передаче сигнала каналов ОРТ и РТР.

Обрушение "Трансвааль-парка" 14 февраля 2004 года 

Источник: http://kramtp.info.

В спортивно-развлекательном комплексе "Трансвааль-парк", построенном на юго-западе Москвы в районе Ясенево и открытом в 2002 году, 14 февраля 2004 года произошло обрушение конструкции крыши сооружения. 

В момент аварии в аквапарке находилось до 1300 человек. Обрушение произошло в субботу, выходной день, из-за чего посетителей было больше, чем обычно.

Обрушение произошло на площади в 5 тыс. м², купольная крыша упала на зону водных развлечений. В результате трагедии 28 человек (из них 8 детей) погибли, 12 получили тяжелые увечья, около 200 получили различные ранения.

Причиной обрушения крыши была названа ошибка при проектировании. 

Авария в энергосистеме Москвы 25 мая 2005 года 

Источник: http://www.washingtonpost.com.

В результате крупной аварии несколько районов Москвы на несколько часов остались без электроэнергии. Часть Подмосковья, Тульской, Калужской и Рязанской областей также оставались некоторое время без электроснабжения. Несколько десятков тысяч человек оказались заблокированы в остановившихся поездах московского метро и лифтах, было нарушено железнодорожное сообщение и парализована работа многих коммерческих и государственных организаций. По некоторым подсчетам, от аварии так или иначе пострадали около 2 млн человек.

Авария началась на электроподстанции № 510 «Чагино» на юго-востоке Москвы в районе Капотня. Наряду с еще семью подстанциями "Чагино" входит в Московское энергетическое кольцо, от которого электроэнергия подается в Москву, Московскую и соседние области.

После двух возгораний 24 и 25 мая подстанция "Чагино" была отключена. По этой причине создалась критическая ситуация на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ): завод не должен был оставаться без электроэнергии, так как необходима постоянная работа насосов, откачивающих газ, образующийся в ходе непрерывного технологического процесса нефтеперегонки, и подающих технологическую воду для охлаждения нефтеперегонных установок.

Через несколько часов после аварии на «Чагино» подача электроэнергии на МНПЗ была возобновлена по резервной схеме из ТЭЦ-22 в городе Дзержинском Московской области.

Авария привела к сбоям в работе московского энергокольца и во всей объединенной с ним энергосистеме европейской части России. Произошло каскадное отключение подстанций в нескольких районах Москвы, городах Подмосковья и близлежащих областях. Отключились также пять московских электростанций ТЭЦ и еще 15 питающих центров. В Московской области без электричества остались 34 района. Полностью обесточена оказалась Тула. 

Из-за энергоаварии на резервные источники электропитания были переведены здания Совета Федерации и Генерального штаба, службы центрального командного пункта и узла связи космических войск, штаба дальней авиации и штаба тыла вооруженных сил, Главного штаба ракетных войск стратегического назначения, Главного центра испытания и управления космических войск, Западного командного пункта системы предупреждения о ракетном нападении космических войск.

Из-за перебоев с поставкой энергии проблемы в работе испытывали банки, московские биржи РТС и ММВБ, часть российского сегмента Интернета, операторы мобильной связи Москвы и Московского региона. Торговые сети на юге столицы прекратили или сократили торговые операции, в течение 25 мая не работали все предприятия в промышленных зонах столицы (ЗИЛ, Московский подшипниковый завод, Микояновский, Бирюлевский и Таганский мясокомбинаты, Царицынский молокозавод, почти все производители мороженого и других скоропортящихся продуктов питания.

На птицефабриках Петелино и Тульская погибли более 1 млн кур, на Ступинском металлургическом комбинате в доменных печах застыл расплавленный никель. Понесли убытки автозаправочные станции Южного, Юго-Восточного и Юго-Западного округов, не имеющие собственных систем автономного питания.

Без воды какое-то время оставались районы на юге и юго-западе Москвы (Коньково, Орехово-Борисово).

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю: из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро, движение частично или полностью отсутствовало на нескольких линиях.

Была осуществлена эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. 

По другим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

В московских лифтах оказались запертыми больше тысячи человек.

Каждый восьмой светофор на улицах Москвы был отключен, дорожная обстановка была очень сложной. 

От 500 до 2000 пассажиров опоздали на свои авиарейсы из Домодедово из-за остановки экспрессов от Павелецкого вокзала. На железных дорогах Московского региона произошли массовые сбои, встали Павелецкий, Курский и частично Белорусский вокзалы. 

Подключение всех затронутых аварией потребителей было закончено только к 16:00 26 мая.

Потери Москвы от аварии составили 1,708 млрд рублей, Московской области – 503,94 млн рублей, Тульской области – 436,8 млн рублей.

Авария произошла из-за сочетания нескольких факторов: износа оборудования, отсутствия резервных мощностей, жаркой погоды в течение нескольких дней (свыше 30 °C). Свою роль сыграла сложная топология электрических схем Москвы и отсутствие специальной автоматики отключения нагрузки, а также непрофессионализм руководства РАО «ЕЭС России» и «Мосэнерго» и отсутствие единой системы диспетчеризации. На руководящих должностях этих компаний не было специалистов-энергетиков. Кроме того, на модернизацию и обновление мощностей отрасли не выделялось достаточно средств, использование выделяемых на модернизацию средств зачастую было нецелевым. 

Обрушение Басманного рынка 23 февраля 2006 года 

Источник: https://ruspekh.ru.

Обрушение произошло в 5 часов 20 минут по московскому времени, вскоре начался пожар. В результате трагедии погибли 68 человек. Среди них были граждане России, Грузии, Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана, работавшие на рынке. Ещё 33 человека получили травмы различной степени тяжести. Площадь обрушения составила более 3 тысяч м², в спасательной операции приняли участие 993 человека.

Собственником рынка был Департамент имущества Москвы. Среди версий о причине аварии говорилось об ошибке проектирования, нарушении правил эксплуатации здания, ненадлежащем исполнении обязанностей должностными лицами при осмотре технического состояния здания. Версия теракта была отвергнута, о чем сообщил мэр Москвы Юрий Лужков.

Было установлено, что непосредственной причиной трагедии стал обрыв одного из тросов, на которых держалась крыша. Трос был испорчен коррозией и перегружен из-за внеплановой перестройки здания и отсутствия капитального ремонта. Конструкцию кровли утяжелял увлажненный утеплитель, элементы ее конструкций были сильно поражены коррозией.

Виновные в обрушении рынка до сих пор официально не определены.

Взрыв и пожар на газопроводе в Москве в 2009 году 9–10 мая 2009 года 

Источник: https://trinixy.ru.

Крупная техногенная катастрофа произошла на юго-западе Москвы в ночь с 9 на 10 мая в районе Озерной улицы и Мичуринского проспекта. После взрыва на газопроводе начался пожар, из-за которого пострадали около 70 автомобилей.

В момент взрыва пострадали пять водителей и пассажиров машин, проезжавших по МКАД недалеко от места происшествия. Высота пламени горения газа составила около 200 метров, только через несколько часов она снизилась до 30-40 метров. 

В тушении пожара участвовало 52 пожарных расчета. Горение газа на месте взрыва было остановлено только через 15 часов.

Причинами аварии стали нарушения при строительстве и ремонте и некачественный материал. Ведомство считает также, что действия руководителей, специалистов и рабочих Мосгаза по локализации аварийной ситуации «были не согласованы и не организованы». Комиссия по расследованию причин аварии признала виновными в ЧП семь человек.

Катастрофа в Московском метрополитене 15 июля 2014 года 

Источник: http://img.gazeta.ru.

15 июля 2014 года в утренний час пик на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии три передних вагона электропоезда «Русич» на скорости 70 км/ч столкнулись с поперечной стеной съезда на другую линию и сошли с рельсов.

Один из вагонов был очень сильно деформирован, спасателям пришлось эвакуировать людей после использования гидравлических инструментов. Всего из метро на поверхность спасатели вывели 189 человек, для эвакуации пострадавших были использованы 10 автомашин скорой помощи и вертолет медицины катастроф.

Примерно в 10.55 на место происшествия прибыл мэр Москвы Сергей Собянин, он заслушал доклад оперативных служб о ходе их действий.

В результате катастрофы, которая стала крупнейшей техногенной аварией в московском метро, погибли 24 человека. Из них 20 человек скончались на месте катастрофы, четверо скончались от полученных травм в больнице.

Общее количество пострадавших – 217 человек, 150 из них были госпитализированы, 47 человек были в тяжелом состоянии.

Причиной аварии стал неправильный ремонт стрелочного механизма.

Размыв дамбы Канала имени Москвы и частичное затопление Тушинского тоннеля 10 января 2019 года 

Источник: https://www.sport-interfax.ru.

10 января в результате проседания грунта площадью 5 на 15 метров на канале им. Москвы между гидроузлами 7 и 8 произошел размыв части дамба и частичное затопление хлынувшей водой Тушинского тоннеля. Размыв почвы произошел под земляной насыпной дамбой в районе стыка автомобильного тоннеля – между грунтом и стенкой.

В результате обвала грунта со стороны правого берега канала образовалась промоина, через которую поток воды и глины хлынул на проезжую часть. Движение на Волоколамском шоссе в зоне происшествия было полностью остановлено. К 18:00 последствия аварии на проезжей части были устранены, остановлен поток воды и возобновлено автомобильное движение в обе стороны.

Порядка 330 тысяч кубометров воды было спущено в результате промыва грунта в Тушинском тоннеле, сообщил журналистам руководитель "Канала имени Москвы" Герман Елянюшкин.

Заммэра Москвы Петр Бирюков сообщил, что выводы о причинах аварии будут сделаны после исследования специалистами, но не исключил, что затопление тоннеля могло быть быть вызвано нарушениями при расширении Волоколамского шоссе и строительстве тоннеля в начале 2000-х годов во время работы мэром столицы Юрия Лужкова. 

Лужков заявил, что инцидент с подтоплением Тушинского тоннеля в столице не имеет отношения к работе его команды в начале 2000-х годов, поскольку работы по каналу имени Москвы не относились к компетенции столичного правительства.

Инцидент в Парке Горького 

Накануне аварии на Канале в Москве произошел другой инцидент: в новогоднюю ночь обрушился деревянный мост с людьми, из-за чего пострадали 13 человек. Мэр Москвы Сергей Собянин поручил Департаменту культуры Москвы уволить руководителя Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Им была с октября 2016 года Марина Люльчук, возглавлявшая до этого госучреждение "Объединенная дирекция "Мосгорпарк". 

"Всем пострадавшим, несмотря на то, что большинство не москвичи, будет выплачена компенсация в сумме до 500 тыс. рублей", – сообщил Сергей Собянин.

В Москве в 2000-х произошли также крупные пожары. 24 ноября 2003 года из-за пожара в общежитии Российского университета дружбы народов погибли 43 человека, главным образом иностранные студенты. 30 января 2015 года произошел пожар в библиотеке Института научной информации по общественным наукам РАН, который продолжался 27 часов. Огнем было уничтожено более 5 миллионов экземпляров изданий, никто из людей не пострадал. 8 октября 2017 года случился крупный пожар в строительном центре «Синдика». Произошло обрушение кровли на площади 3000 м².






Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.