Приведет ли запрет ЕС на нефть из России к новому росту цен на заправках?

Приведет ли запрет ЕС на нефть из России к новому росту цен на заправках?
  После введения санкций Россия стала зарабатывать на продаже нефти еще больше. Фото: kuzbassneft.ru

Британская газета «Daily Express» анализирует изменения на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, произошедшие после введения западными странами санкций, касающихся продаж этих товаров из России. Подробности – в материале FederalCity

Всего через несколько недель после того, как запад усилил военную поддержку Украины, пообещав предоставить ей танки, ЕС обострил экономическую борьбу против России. Евросоюз,  много лет зависевший от поставок из РФ нефти и газа, в течение последнего года искал замену российским энергоносителям. И хотя запрет на импорт российских нефтепродуктов был принят, его влияние на стоимость бензина и дизельного топлива на автозаправках пока не заметно – это еще впереди. 

Читайте также: «По сообщениям некоторых источников, российская нефть смешивается в Сингапуре с другими видами, а затем экспортируется в другие страны»

В воскресенье, 5 февраля 2023 года, ЕС ввел запрет на импорт всех российских нефтепродуктов. Это стало последним «поворотом винта» - попыткой перекрыть основной источник доходов, финансирующий военно-промышленный комплекс РФ. Наряду с целым рядом санкций, принятых в июне прошлого года, в декабре вступило в силу эмбарго на морской импорт российской сырой нефти. Евросоюз утверждает, что эти ограничения сводят на нет чуть менее 90% экспорта российской нефти в объединенную Европу. Есть лишь временные исключения, которые делаются для некоторых государств-членов ЕС, очень сильно зависящих от поставок нефти по трубопроводам из России. 

Логотип CREA. Фото: сайт организации 

По данным финского Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), в 2021 году 30% всей закупаемой Евросоюзом нефти поступало из России, что составляло более половины всего российского нефтяного экспорта, а значит, до ноября 2022 года ЕС оставался для РФ крупнейшим покупателем этого топлива. В первые месяцы конфликта на Украине введенные антироссийские санкции, а также ответ на них России, привели к резкому росту мировых цен на нефть. В июне прошлого года цена барреля нефти марок «Brent» и «West Texas Intermediate», а также эталона организации ОПЕК достигла максимума примерно в 120 долларов (100 фунтов). В результате, в течение шести месяцев цены на заправках взлетели на 40%: за литр бензина и дизельного топлива некоторым британцам приходилось платить 2 фунта. По данным Евростата, в июне инфляция цен на топливо в ЕС достигла рекордно высокого уровня в 45,2%. Например, в Финляндии стоимость литра неэтилированного бензина достигала 2,19 евро. 

В попытке смягчить удар и помочь простым европейцам бороться с все более возрастающей инфляцией, во многих странах Европы были снижены пошлины на топливо. В марте правительство Германии ввело налоговую скидку в размере 0,30 евро за литр, после чего в апреле такому примеру последовала Франция. Но в настоящее время во многих странах Европы в связи с тем, что сочетание некоторых факторов может вновь привести к заоблачному росту потребительских цен, принято решение эти меры отменить. 

Штаб-квартира Евростата в Люксембурге. Фото: Википедия 

В своем первом отчете за 2023 год Международное энергетическое агентство (МЭА) предупредило, что после запрета ЕС на импорт российской нефти и бума спроса на нее со стороны Китая, отменившего ковидные ограничения, «хорошо обеспеченный и стабильный» мировой нефтяной рынок может «быстро ужесточиться». По данным агентства, в этом году на КНР будет приходиться почти половина прогнозируемого роста потребления нефти. 

В ожидании этих событий, пытаясь свести к минимуму опасения по поводу любого немедленного дефицита, компании месяцами делали запасы нефти. Однако долгосрочное влияние на цены будет зависеть от того, захотят ли основные производители этого топлива увеличить добычу и сколько появится альтернативных поставщиков. 

Энергетический рынок Европы был полностью преобразован в 2022 году. По данным Всемирного экономического форума, в период между первым и третьим кварталами 2022 года, благодаря 40-процентному снижению зависимости от российского газа, до уровня ниже 15%, общая доля закупаемых Европой энергоносителей из РФ снизилась с 25,5% до 15,1%. В частности, после введения запрета импорт российского дизельного топлива за год сократился почти вдвое, а импорт топлива из России в Великобританию еще в июне упал до нуля. 

Логотип МАЭ. Фото: Википедия 

Прошлым летом Евросоюз обогнал Азию и стал покупателем номер один достаточно дорогой  американской нефти. По данным МЭА, ЕС пытается компенсировать это увеличением поставок из Западной Африки, Бразилии и Гайаны. Норвегия, которая в прошлом году обогнала Россию в качестве крупнейшего поставщика газа в Европу, также планирует в этом году расширить эксплуатацию нефтяного месторождения  «Йохан Свердруп», которое считается одним из самых крупных в Западной Европе. Оператор «Equinor» ожидает, что в 2023 году объем производства вырастет на 6,9%. 

Насколько сильно введенный ЕС запрет повредит России, подлежит всестороннему обсуждению. По некоторым оценкам, экспорт энергоносителей в ЕС приносил РФ около 70 миллионов долларов (62 миллиона фунтов) в день, но сейчас этот источник доходов почти иссяк. По данным CREA, российские налоги на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины обычно составляют 50 долларов (42 фунта) с каждого отгруженного барреля нефти. В декабре западные союзники ввели ограничение на российскую нефть в размере 60 долларов (50 фунтов) в попытке ограничить прибыль Кремля. 

Нефтяные платформы в месторождении "Йохан Свердруп". Фото: сайт компании "Equinor" 

По предварительным оценкам такие ограничения уже действуют: в настоящее время цена на сырую нефть марки «Urals», российского эталона, упала значительно ниже, чем цены на другие марки альтернативных поставщиков. Однако благодаря вызванному санкциями увеличению экспорта в Китай, Индию и Турцию, РФ стала зарабатывать даже больше денег, чем когда-либо раньше. В настоящее время на долю этих трех стран приходится 70% всех поставок российской нефти морским путем. 

Читайте также: «На фоне дефицита возобновляемых источников энергии в Индии резко вырос спрос на уголь и российскую нефть»

Из этого можно сделать вывод, что и ЕС, и Россия, похоже, смогли найти надежные альтернативы, что вселяет надежду на то, что колебания рынка не приведут к очередному резкому росту цен на бензин и дизельное топливо. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен