17 нацистов в 17 лет – боевой счет юного партизана Семена Логвинова

17 нацистов в 17 лет – боевой счет юного партизана Семена Логвинова
  Партизанский дозор из пулеметчика и стрелка в боевом охранении. Источник: 9may.russiainphoto.ru.

29 июня в России отмечается День партизан и подпольщиков – о судьбе одного из героев, воевавших за линией фронта в обзоре FederalCity.

Среди тех, кто воевал за линией фронта, на оккупированной врагами территории СССР, были совсем молодые юноши и девушки. Многие из них не дожили до того момента, когда Красная Армия пошла вперед и начала освобождать родную землю от нацистов, а другие продолжили сражаться до самой Победы. Вот история одного из таких юных партизан – записанная с его слов в 2009 году.

- Расскажите о себе, где родились и выросли, как для вас началась Великая Отечественная война?

- Мы родом с Кубани, станица Севастопольская Майкопского района. Мой прадед основал наш казачий род, в станице мы жили с 1869 года. Я родился в 1926 году, отец воевал в Гражданскую войну, сначала за белых, а потом за красных – такое тогда время было смутное. После войны отец пошел по аграрной линии – окончил курсы агрономов, стал специалистом по винограду. В 1940 году наша семья переехала в Крым, жили в Бахчисарайском районе, в селе Таш-Басты. Там и застала нашу семью война – у тогда только закончил 9-й класс. Отца призвали сразу – потом он воевал в Севастополе, там и погиб в составе 7-й бригады морской пехоты на Инкерманских высотах. Только я узнал об этом уже после войны.

Партизанская разведка в лесах Крыма. Источник: rg.ru.

- Первые месяцы оккупации и ваше вступление в партизанский отряд – расскажите об этом подробнее.

- Осенью 1941 года начались бои на Перекопе. Мы, жители Крыма, до последнего не верили, что враг прорвется на полуостров, но все же это произошло. В конце октября в селе пошли слухи, что гитлеровцы приближаются, а уже 7 ноября в наше село въехали вражеские мотоциклисты. Хочу сразу сказать насчет крымских татар – их у нас в Таш-Басты жило больше, чем русских. Большинство из них были либо нейтральными, либо не приветствовали фашистов. Но были и исключения. Так, у нас сразу образовался так называемый "профашистский актив", они и стали властью. Хотя мой отец и не был коммунистом, все знали, что он призван в Красную Армию. Через неделю после начала оккупации к маме пришла соседка (крымская татарка) и сказала, что твоего сына могут угнать в Германию, так как он активист-комсомолец, и опасен для нового режима. К тому времени уже вовсю шли слухи о формировании партизанских отрядов, и я решил уйти туда. Я хорошо стрелял из винтовки, имел значок отличника Осовиахима, был крепок для своих лет. Ранним утром мама собрала в дорогу еду, и я ушел через Сюйреньскую крепость в предгорья. Около 3 дней я бродил по горам, пока в районе водопада Суаткан не встретился с бойцами 5-го партизанского отряда. Вскоре меня зачислили в списки, поставили на довольствие, выдали оружие – румынский карабин.

Крымские партизаны. Источник: 9may.russiainphoto.ru.

- Как дальше сложилась ваша военная партизанская судьба?

-  Первый настоящий бой пришлось ждать недолго – в декабре 1941 года силами до дивизии при горных орудиях и минометах противник начал операцию по уничтожению партизанских отрядов в Крымских горах. Наш отряд был окружен в районе горы Ат-Баш, после нескольких часов боя, потеряв больше 2/3 состава, пользуясь наступившей темнотой, мы прорвались к Бельбекской долине. В этом бою я уничтожил первого оккупанта – я точно видел, как попал ему в голову.

Так как от нашего отряда осталось всего 13 человек, мы впоследствии влились в 6-й партизанский отряд 4-й бригады Южного соединения, которым командовал краснофлотец с крейсера "Красный Крым" Николай Дементьев. Здесь я воевал до апреля 1944 года в разведке. Приходилось принимать участие в рейдах, нападениях на вражеские колонны и небольшие гарнизоны. К весне 1944 года я довел свой боевой счет до 17 румын и немцев. Я не делал зарубок на прикладе, но помнил каждого из уничтоженных врагов. Самый страшный бой, в котором мне довелось участвовать, была операция под Бешуем в феврале 44-го, когда в русле Сухой Альмы партизанскими соединениями была разгромлены части 17-й армии вермахта, 2-й горно-румынской дивизии и батальоны вспомогательной полиции из крымских татар. 13 апреля 1944 года наш отряд в числе первых ворвался в Симферополь и принял активное участие в освобождении города. Так закончилась моя партизанская война.

Партизаны в освобожденном Симферополе. Источник: 9may.russiainphoto.ru.

- Но ведь война продолжалась? Куда дальше забросила вас судьба?

- К моменту освобождения Крыма от оккупантов мне уже исполнилось 18 лет, и я подлежал призыву. Большинство бойцов нашего отряда вошли в состав наступающих на Севастополь подразделений, и, как я узнал позже, очень многие погибли в боях за освобождение Севастополя. Мне же, к моему большому удивлению, предложили пройти переподготовку для службы в контрразведке СМЕРШ. После 3 месяцев обучения в подмосковной спецшколе я был направлен в распоряжение контрразведки СМЕРШ 1-го Белорусского фронта. На передовой воевать уже не пришлось, но нам и в тылах хватало работы – боролись с вражескими диверсантами, чистили тылы от банд польских аковцев и немцев-окруженцев, работали с агентами и гитлеровскими пособниками. После Победы, которую я встретил в Польше, был направлен на Западную Украину. Впоследствии продолжил службу в органах госбезопасности. Родина наградила меня 4 боевыми орденами и 5 медалями, но самой важной из них для меня всегда была "Партизану Отечественной войны" 2-й степени. 

Медаль "Партизану Отечественной войны" 2-й степени. Источник: medalww.ru. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен