Торговые сети «продавливают» всеобщую цифровизацию

Торговые сети «продавливают» всеобщую цифровизацию
  Все это нам не хотят продавать без биометрии. Фото: ru.freepic.com

В России могут запретить покупку алкогольных напитков и табачной продукции без биометрического паспорта – или, по крайней мере, ввести продажу всего этого по биометрии в некоторых торговых сетях. Подробности – в материале FederalCity

Идея таких продаж появилась у руководства компании «X5 Group», которой принадлежат крупные торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик». Директор по взаимодействию с органами государственной власти этой фирмы Станислав Богданов отправил в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций запрос, в котором просили уточнить, возможно ли ввести такую систему оплаты товаров в магазинах. Причиной для этого была названа необходимость упростить продажу алкоголя и табака, которая порой доставляет неудобства и покупателям, и кассирам, не имеющим права продавать такую продукцию несовершеннолетним. 

Читайте также: «Кому выгоден закон о биометрии?»  

В таких случаях иногда действительно возникают проблемы. Из-за того, что кассир обязан спрашивать паспорт у молодо выглядящих людей, желающих приобрести пачку сигарет или бутылку пива, в магазинах могут случаться  конфликты. Клиент, не взявший с собой паспорт, может потребовать, чтобы ему все равно продали желаемое, очередь встает либо на его сторону, либо на сторону кассира, и возле кассы начинается массовый скандал. И иногда бывает, что покупатель не против того, чтобы показать паспорт, но долго не может его найти, и очередь накидывается и на него, и на продавца. 

Логотип компании "X5 Group". Фото: Википедия

Если же товары, которые нельзя отпускать несовершеннолетним, будут продаваться по биометрии, конфликтов и задержек в очереди не будет – покупатели смогут быстро отсканировать свои данные и идти домой с сигаретами и выпивкой. Так, во всяком случае, объясняет свою позицию «X5 Group», однако, по мнению противников повальной цифровизации, у этого проекта имеются и другие цели, далеко не такие безобидные. 

Большинство российских жителей относятся к сбору отпечатков пальцев, сетчатки и других биометрических данных, как минимум, настороженно и не торопятся получать паспорт с такой информацией, причем их страхи и сомнения вполне обоснованы: в разных учреждениях постоянно случаются утечки и биометрических, и обычных персональных данных, при сохранении какой-либо информации в электронном виде регулярно случаются ошибки, и все это может доставить люди множество неприятностей. Поэтому, несмотря на то, что банки, МФЦ и другие организации настойчиво предлагают гражданам «сдать биометрию для удобства», большинство отказываются это сделать, предпочитая по старинке пользоваться обычным паспортом. 

Один из супермаркетов "Перекресток" в Москве. Фото: Википедия 

Не исключено, что идея требовать биометрические данные при покупке спиртосодержащей или табачной продукции преследует цель заставить как можно большее число людей все-таки оформить биометрический паспорт. Расчет здесь прост: курильщики и любители выпить, не желающие отказываться от этих привычек, согласятся на сдачу отпечатков и записи голоса, чтобы и дальше пить и курить, а поскольку некуряших трезвенников в России не так уж много, цифровизация быстро охватит значительную часть населения. Все эти люди смогут оплачивать при помощи биометрии и другие покупки, и такая практика будет распространяться все сильнее, а расплачиваться без предъявления биометрии, наоборот, станет все более сложно. 

Впрочем, не факт, что этот расчет оправдается. Даже если любители водки, вина и табака не захотят бросать пить и курить, это не значит, что они обязательно согласятся на предложенные торговыми сетями условия. Нежелание «оцифровываться», скорее всего, перевесит – как перевесило во время прививочной кампании нежелание людей делать инъекции опасным непроверенным препаратом, хотя без них тогда невозможно было купить ничего, кроме еды и лекарств. В тот период люди шли на всевозможные ухищрения, чтобы не получать прививочный QR-код и все равно делать разные покупки, и никто не помешает желающим приобрести «продукцию для совершеннолетних» тоже придумать какие-нибудь хитрости, чтобы сделать это без биометрии. 

Лучше брошу курить, чем "оцифруюсь"! Фото: ru.freepic.com

- Во время пандемии в России неожиданно обнаружилась куча упрямых людей, которых заставить что-то делать насильно довольно сложно. А значит, как только решение о принудительном предъявлении биометрии на кассах будет принято, появятся подпольные бутлегеры. У них все можно будет купить без всякого лица. А у кого не хватит денег на бутлегеров, всегда хватит денег на самогонный аппарат, - уверены авторы телеграм-канала «Седьмая печать»

Читайте также: Закон о «потребительском терроризме» все-таки может быть принят 

Правда, если это случится, население России все равно пострадает – его не удастся оцифровать, но сколько людей в итоге отравятся некачественным алкоголем, страшно даже представить. Так что допускать введения продаж по биометрии вина и сигарет, как и любых других товаров, все равно нельзя – последствия этого могут быть самыми плачевными. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен