Схемы мошенников по отъему денежных средств у легковерных граждан становятся все более изощренными. Вот лишь несколько примеров за последнее время. Некоей 32-летней жительнице Зеленограда написал… известный рок-исполнитель Джон Бон Джови. Изображая внезапно вспыхнувшую дистанционную страсть, визави между прочим попросил девушку купить за 150 тысяч рублей «секретную VIP-карту» для прохода на любые его концерты. Далее, разумеется, возникли непредвиденные сложности – вплоть до подключения ФБР и прокуратуры США: даме писали «лично» главы этих ведомств. Все это, само собой, потребовало дополнительных переводов, на которые девушка брала банковские кредиты. И лишь когда их общая сумма превысила полтора миллиона рублей, наивная женщина догадались, что ее «разводят».
На другом конце страны, на Сахалине, у 60-летней женщины мошенники выманили один миллион двести тысяч рублей под предлогом защиты ее вклада от «мошеннических действий». Причем сначала она пыталась оформить онлайн-кредит на такую сумму, но банк отказал. Тогда дама сама поехала в офис банка, оформила кредит и перевела одобренную сумму на свой универсальный счет, а позже сняла наличные и перевела всю сумму мошенникам.
Мошенничество с кредитами. Источник: ru.freepik.com
Похожим образом попалась и другая пожилая сахалинка. 68-летняя женщина оформила кредит на 3 409 090 рублей, 843 тысячи из которых перевела на счета аферистов.
Таких историй по России великое множество. Но самое удивительное в них не то, насколько легко люди попадаются на незатейливые, в общем-то, приемы мошенников, а каким образом им удается настолько легко и быстро оформлять солидные банковские кредиты. Каждый, кто сталкивался с этой процедурой, прекрасно знает, насколько это долгое и трудное дело, как тщательно банки проверяют кредитную историю клиента и как часто под разными перелогами ему отказывают.
Но когда речь идет о кредитах людям, попавших в лапы аферистов, очень часто банки проводят такие операции с неправдоподобной легкостью. Это обстоятельство давно уже вызывает недоумение у правоохранительных органов, но вразумительных ответов на вопрос, почему так происходит, до сих пор нет.
— На рабочих встречах с банками такой же вопрос им задаем, - рассказывает начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Забайкальского края Александр Захаров. – Человека, работающего и получающего стабильный доход, при получении кредита замучают проверками и не факт, что дадут миллион. А бабушка-пенсионерка может онлайн оформить три миллиона и более…
Более того, некоторые банки пытается спихнуть вину за происходящее… на самих клиентов.
- Иногда разные подразделения, которые участвуют в одобрении кредита, могут задавать одинаковые уточняющие вопросы одному и тому же клиенту: «Добровольно ли берете?», «Не находитесь ли под чьим-то воздействием?» - рассказывает, например, сотрудник «Альфа Банка». – Но клиенты зачастую отвечают утвердительно, называя «левые» цели получения кредита.
Мошенники принуждают жертв оформлять крупные кредиты. Источник: ru.freepik.com
Полиция, однако, все же предпринимает попытки сотрудничать с банками в этом вопросе. По словам, например, зама начальника МО МВД России по ЗАТО Заречный Пензенской области Александра Михайлова, его подчиненные начали тесное сотрудничество с банками. Их сотрудники по настоянию правоохранителей спрашивают теперь у клиентов, которые берут крупные суммы денег, не поступали ли им накануне подозрительные звонки. Однако, по словам банкиров, граждане довольно часто скрывают эту информацию.
У Сбербанка даже есть автоматическая система отклонения вызывающих подозрения онлайн-кредитов. Однако тут имеется и другая сторона: многие клиенты, пытавшиеся оформить кредит в Сбере через мобильное приложение, причем на самые законные, не связанные с мошенническими действиями, цели, получали автоматический отказ. После чего кредит приходилось оформлять долго и сложно – в «ручном режиме».
Банки заинтересованы в выдаче кредитов. Источник: ru.freepik.com
Некоторые силовики не исключают, впрочем, определенной заинтересованности и банков в выдаче «подозрительны» кредитов.
- Сговора с мошенниками нет, но коммерческий интерес прослеживается — банк, как любое предприятие, нацелен на получении прибыли, — предполагает Александр Захаров.
В любом случае очевидно, что в данном случае необходимо системная работа всех ветвей власти как с населением, так и с банками. Меры тут можно предпринимать различные. Например, обязать СМИ, которые публикуют информацию о такого рода мошенничествах, в обязательном порядке упоминать банк, который выдал потерпевшему кредит. Наверняка после этого количество подобных преступлений резко пойдет на спад.