В Петербурге обсуждали методы борьбы со спам-рекламой

В Петербурге обсуждали методы борьбы со спам-рекламой
  Рассылка спама. Источник: ru.freepik.com

В прошедшем в северной столице и инициированном региональным управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС) круглом столе под названием «Стоп спам-реклама» приняли участите главы заинтересованных в проблеме исполнительных и надзорных органов.  

Собравшиеся пришли к выводу о серьезной социальной значимости и даже опасности проблемы. Каждый день тысячи людей в Петербурге вынужденно получают нежелательные предложения товаров и услуг по телефону и в интернете. Причем часть таких предложений незаконна и имеет признаки мошеннических схем.

По словам заместителя главы петербургского УФАС Марины Никитиной, из шестисот заявлений о нарушениях законов о рекламе, которые ее ведомство рассматривало в прошлом году, 78 процентов касались именно спама. В текущем году такая тенденция сохраняется. 

Круглый стол «Стоп спам-реклама». Источник: upchspb.ru

Рассылающие подобную рекламу ресурсы используют для этого различного рода манипуляции и прямой обман. Например, при регистрации пользователя на сайте он автоматически подписывается на рассылку. Или его просят поставить галочку, если он «НЕ согласен» получать рекламу. Поскольку обычно на сайтах содержится противоположная просьба, человек пописывается на нее, сам того не желая.

Нарушителям законов о рекламе грозят серьезные штрафные санкции – от ста до пятисот тысяч рублей, но большинство спамеров это не останавливает. Тем более, что крупные штрафы угрожают лишь юридическим лицам

При этом, по признанию заместителя главы управления Роскомнадзора по СЗФО Игоря Потехина, наказывать операторов нежелательной рекламы очень сложно. Ведь, согласно законодательству, номер телефона не имеет статуса объекта персональных данных, и если в смс или в голосовом сообщении отсутствует привязка к конкретному физическому лицу, это не считается обработкой персональных данных, а следовательно, не является нарушением закона.

Читайте также: Проблему с рекламой интим-услуг депутаты Петербурга решили перевести на Москву

Кроме того, у спамеров есть два пути получения контактов граждан. Первый – покупка базы данных, что абсолютно незаконно. Однако большинство телефонных номеров и электронных адресов они получают из партнерских программ, которые обычно имеют согласие клиентов на обработку данных. И тогда спам-рекламодателям предъявить нечего

Впрочем, уже год как федеральной закон о рекламе был изменен: теперь такое согласие обязано быть предметным, конкретным и однозначным, что несколько ограничивает законные возможности спамеров.

Петербургская уполномоченная по правам человека Светлана Агапитова поведала о негативных последствиях спама: из-за него в лапы к лжеюристам, псевдобанкирам и мошенникам-риелторам попадают многие пожилые люди. И часто это заканчивается трагедией.

УФАС Петербурга. Источник: Яндекс

Омбудсмен предложила размещать в часто посещаемых пожилыми гражданами учреждениях – отделениях пенсионного фонда и центрах получения соцуслуг – предупреждающую об опасности такой рекламы информацию.

- Давно известно, что реклама – двигатель прогресса, - говорит Агапитова. – Но все зависит от того, какую информацию распространитель доносит до потребителя и какие средства для этого использует.

Между тем УФАС Петербурга оштрафовало за рассылку спама известный интернет-магазин Ozon. Один из его клиентов пожаловался, что начал получать рекламные сообщения от этого маркетплейса, хотя не давал на то своего разрешения. Комиссия ведомства признала рекламу ненадлежащей и потребовало изменить условия оферты. Ozon удалил пункт об автоматическом согласии на получение рассылки, но все равно заплатит штраф за нарушение закона о рекламе. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен