Известие о возвращении беглого олигарха Михаила Фридмана в Россию имеет и «художественный» аспект.
О том, что Фридман находится в Москве и, по сообщению РБК, «теперь планирует посещать Россию регулярно», стало известно несколько дней назад. Информация вызвала немалое возмущение в российском обществе: данный миллиардер известен своей открытой, в том числе и материальной, поддержкой Украины после начала СВО. Поэтому в России раздаются требования проверить его на финансирование ВСУ и даже госизмену. Например, это прозвучало их уст сенатора от Запорожской области Дмитрия Рогозина.
Михаил Фридман. Источник: Википедия
С другой стороны, возвращение Фридмана для него явно вынужденное решение, поскольку на Западе он был обвинен, напротив, в поддержке российской власти и подвергнут за это санкциям, о чем сообщало FederalCity.
Имеет дело и еще один аспект: согласно некоторой, правда, не проверенной, информации, Фридман намерен подать иск к российскому телеканалу ТНТ за то, что тот вывел его в сатирическом телесериале «Бедный олигарх». Называют даже сумму иска: 50 миллионов рублей.
Если этот так, то Михаил Маратович демонстрирует несколько «позднее зажигание»: премьера сериала режиссера Гайка Асатряна состоялась на канале еще 26 июля 2022 года. По его сюжету русский олигарх Виктор Гнида («французские корни, ударение на последний слог») обосновался в Англии и ведет там активную «светскую жизнь». Но грянули санкции, и олигарх тотчас лишился всего – денег, машины, самолета, яхты, прислуги и даже любовницы, у него остался лишь верный шотландский дворецкий. Сериал и посвящен комическим приключениям «хозяина и слуги».
Кадр из телесериала «Бедный олигарх»
Определенные параллели с положением Фридмана тут при желании найти можно, однако вряд ли его юристам удастся доказать факт клеветы или диффамации – если информация об иске вообще соответствует действительности. Но если это так, получается, что сатирический сериал озаботил беглого олигарха гораздо сильнее, чем санкции и преследование с двух сторон геополитического конфликта.
И это очередной раз подтверждает тезис о великой силе искусства, с помощью которого можно вполне эффективно противостоять врагам всех мастей. Думается, мало кто будет оспаривать тезис, что человек, сделавший состояние в России, а теперь поддерживающий ее противника – несомненный враг.
Кадр из телесериала «Дживс и Вустер»
- Хотелось бы, чтобы наша сторона использовала сатиру не только чаще, но и качественнее, - заметил в беседе с FederalCity писатель Павел Ганипровский. – А то, если говорить о телесериалах, такое впечатление, что их производители в России никак не могут или не хотят отойти от слепого копирования зарубежных образцов. Тот же «Бедный олигарх» - практически римейк на отличный британский сериал начала 90-х годов прошлого века «Дживс и Вустер» с Хью Лори и Стивеном Фраем в главных ролях. И это проблема не только ситкомов, но и, скажем, триллеров. Например, недавно прошедшего российского шпионского сериала «Русские», откровенно копирующего знаменитый сериал «Американцы» производства США. Однако эти наши телешоу при сопоставлении проигрывают западным аналогам почти во всех отношениях. Впрочем, означает это лишь то, что нашим киноделам и телевизионщикам есть еще куда расти. И реакция Фридмана – если он действительно намерен судиться с ТНТ, или истерическая травля, которую российская «прогрессивная общественность» ранее развязала против Юрия Быкова, создателя весьма неплохого (если говорить о первом сезоне) шпионского же триллера «Спящие», говорят о том, что наших врагов эти произведения беспокоят и задевают. А значит следует продолжать делать это – больше и лучше.