Что означает вброс западных СМИ о намерении властей Дании задерживать танкеры с российской нефтью – комментирует эксперт FederalCity, политолог Андрей Фоменко.
- Пожалуй, на экваторе нахожусь. До блокады пока дело не дошло, но и кораблям Балтийского флота пока рано воевать против эскадр НАТО. Материал в Financial Times стоит разделить на два вопроса – причины появления этой статьи и насколько реально датчане смогут реализовать ее содержимое.
Начнем с первого. В декабре 2022 года страны Евросоюза по итогам долгих консультаций договорились о введении потолка цен на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель. Уже тогда было понятно, что ограничения носят формальный характер и Москва обойдет их. Что и случилось. Средняя цена, за которую Россия продавала нефть, в октябре текущего года достигла уже 80 долларов за баррель, пишет все та же Financial Times. Отказ западных страховых компаний работать с российским танкерным флотом не дал эффекта— судовладельцы просто перестали пользоваться услугами таких компаний и продолжили возить нефть и газ из РФ, принося доходы российскому бюджету.
Датские проливы на карте. Источник: t.me/Kdvinsky.
Отсюда и явилось маниакальное желание евробюрократов любыми путями ограничить наполнение казны РФ, и, если пресловутый "потолок цен" не привел к результатам, то надо искать новые пути. Из балтийских портов России через датские проливы в Северное море походит до 60% нефтяного экспорта РФ – до 2 миллионов баррелей в день. И тут у наших западных заклятых "партнеров" явилась идея – а не заблокировать ли датчанам проливы в своих территориальных водах для танкеров с российской нефтью под предлогом "экологической угрозы". И пробный шар в этом направлении доверили забросить Financial Times.
Теперь по втором вопросу – о дилемме "желать и мочь". Желания у Евросоюза хоть отбавляй, а вот по поводу реализации все не так однозначно. К примеру, когда к военному ведомству Дании обратились с вопросом "что делать, если русское судно не хочет останавливаться и подвергаться блокированию", последовал следующий ответ: "мы не проверяем документы у судов, если это не связано с безопасностью на море". Переводим с военного датского – если танкер идет и ничего не нарушает, не горит и не льет нефть, не выпускает ракеты и шлюпки с десантом, то мы ничего сделать не можем.
Российский танкер "Штурман Альбанов". Источник:bfm.ru.
И этот ответ не удивителен! Процесс прохождения судами Датских проливов регулируется Копенгагенским трактатом 1857 года, а также Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. В соответствии с этими документами любые торговые суда имеют право на беспрепятственный и безопасный проход через все балтийские проливы.
Исходя из этого, любые попытки остановки, досмотра или блокировки танкеров с российской нефтью по нерегламентированному международным правом поводу (необходимо наличие четких доказательств конкретного экологического ущерба) должен расцениваться РФ как однозначный casus belli – повод для объявления Дании вкупе с НАТО войны. И если не ответить на подобные попытки датчан (если они решаться на них) предельно жестко, то подобный прецедент будет распространен и на Финский залив, и на Гибралтар, а потом на весь мировой океан.
Таким образом, реализация "экоблокады" датчанами почти со стопроцентной вероятностью приведет к военному конфликту РФ с НАТО. Готовы ли в Вашингтоне и Брюсселе "поиграть в ядерный пинг-понг"? Ответ мы узнаем довольно скоро.
Датские проливы на карте. Источник: севлайф.ру.