На протяжении последних лет роботы постепенно заполняют общественное пространство Москвы. «Механических людей» сегодня можно встретить в московские офисах «Мои документы», вузах, музеях, на улицах встречаются роботы-курьеры, уборщики и почтальоны. Добралась роботизация и до столичных больниц, где в пилотном режиме начали работать «робокошки». Способны ли новые технологии вытеснить человека, выяснял корреспондент Federalcity.
В ноябре на инаугурации Сергея Собянина о роботах внезапно заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Глава РПЦ объявил, что роботы могут исполнять свои обязанности, которые им поручает человек, но они не могут чувствовать. Мэрия Москвы не вняла словам церкви и методично продолжила выполнять план цифровой трансформации здравоохранения.
На днях на официальном сайте мэра появилась новость о том, что в московских больницах в пилотном режиме начали работать роботы, по внешнему виду напоминающие кошек. Они умеют доставлять еду и лекарства, встречать и провожать пациентов, помогать им с транспортировкой вещей и давать советы о здоровье.
Анастасия Ракова. Источник фото: sokolinka.mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
«Роботы разгружают сотрудников и помогают им сосредоточиться на выполнении медицинских обязанностей», — рассказала заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Жители столицы к новостям о «робокошках» в больницах отнеслись скептически, пользователи социальных сетей напомнили о нехватке больниц и врачей в регионах, а также о том, сколько важных жизненно важных лекарств и оборудования можно было бы приобрести на деньги, потраченные на создание этой чудо-техники.
Скриншот комментариев пользователей из телеграм-канала W.T.F. News
Напомним, что не так давно заммэра Ракова с таким же воодушевлением рассказывала о плюсах новой модели работы системы лучевой диагностики. С целью борьбы с дефицитом рентгенологов в Москве, врачей почти полностью принудительно перевели в круглосуточный референс-центр. Теперь в нём проводят каждое второе рентгенологическое исследование, а в некоторых поликлиниках остались только рентгенлаборанты, на которых возложили дополнительные врачебные функции.
Готовить к шестому технологическому укладу жителей Москвы начали уже давно. Ещё в 2017 году председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, ныне заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Леонид Левин говорил что, нужно быть готовыми к тому, что роботизация поспособствует сокращению рабочих мест и повлечёт за собой рост безработицы.
Робокошки. Источник фото: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
Неутешительные прогнозы о том, что в скором времени роботы оставят без средств к существованию представителей ряда профессий, также делали учёные и футуристы.
«Если верить прогнозам, одни из самых быстро роботизируемых профессий сейчас в мире — это продавцы и водители. Но в целом тренд звучит таким образом, что под возможное вытеснение роботами попадают большей частью профессии, связанные со средним уровнем квалификации, и при этом достаточно узкой специализации. То есть там, где человек применяет какой-то простой, но достаточно специфический навык», — заявлял футуролог Евгений Кузнецов.
По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в 2021, каждый третий россиянин допускает, что в недалеком будущем их работу доверят выполнять искусственному интеллекту, у половины опрошенных тенденция роботизации вызывает негативные эмоции. Результаты же интернет-опросов говорят о том, что пока москвичи не сильно боятся быть заменёнными на роботов, потери работы из-за машин и автоматов боятся всего 15% опрошенных пользователей соцсетей.
В защиту роботов скажем, что они сегодня действительно способны облегчить труд человека, сделать посещение госучреждений более приятным и интересным, но при этом машины не способны полностью заменить профессионального врача, квалифицированного инженера или строителя. Невозможно предугадать, как поведут себя роботы во время пандемии или, не дай Бог, войны, поэтому властям, которые по обыкновению хотят «как лучше», не стоит забывать концовку крылатого выражения.