Мощная портовая и железнодорожная инфраструктура в северокорейском регионе Расон превращается в крупный торговый хаб для торговли с РФ – сообщает FederalCity.
Расположенная на берегу реки Тумэн особая экономическая зона Расон была создана в начале 90-х властями Северной Кореи для оживления международной торговли. Тем не менее, само его расположение – 20 километров от границы с РФ, наличие незамерзающего порта – свидетельствовали о том, что руководство КНДР делает здесь ставку на сотрудничество с Россией.
Надеждам Пхеньяна в большой степени сбыться не удалось. Правда, некоторые китайские и российские компании инвестировали в ОЭЗ около 60 миллионов долларов, однако масштабных торговых операций не фиксировалось. К тому же, в 90-е российскому бизнесу было не до серьезных инвестиций, а затем, уже в двухтысячные сотрудничество с Северной Кореей было ограничено западными санкциями, некоторые из которых поддержала Москва.
Порт Расон, КНДР, особая экономическая зона. Источник:.cloudinary.com.
Затем ситуация поменялась, и власти РФ стали перестали брать во внимание санкционную политику США и их союзников, а торговые контакты с КНДР оживились. В порт Расон снова стали заходить российские корабли, но благоприятные тенденции прервала пандемия коронавируса – Северная Корея закрылась для иностранцев.
Начиная с осени текущего года суда под российским флагом вновь стали на якоря у причалов ОЭЗ "Расон". Сентябрьская встреча Владимира Путина с Ким Чен Ыном дала сотрудничеству РФ и КНДР новый импульс и заставила западных аналитиков заговорить о том, что важным элементом торговых отношений двух стран будут военные поставки.
В частности, по версии агентства Reuters, из порта Расон Северная Корея отправила в Россию около 2000 контейнеров, предположительно перевозящих артиллерийские снаряды и, возможно, ракеты малой дальности.
Порт в Расоне, Северная Корея, 27 октября 2023 года. Источник: Planet Labs Pbc.
В свою очередь, Россия может поставлять КДНР через Расон уголь, нефть и муку, а также передавать высокотехнологичные изделия. Западные СМИ утверждают, что спутниковые снимки порта Расон фиксируют неоднократное прибытие в ОЭЗ российских кораблей, связанных с ВМФ, но в Москве эту информацию опровергли.
Как бы то ни было, проведение спецоперации на Украине стало для особой экономической зоны "Расон" новым окном возможностей, способном превратить ее в крупный логистический хаб, через который можно переваливать тысячи тонн грузов. Это может быть нефть или продовольствие, а могут быть снаряды и орудия. Главное – чтобы торговля эта была одинаково выгодна как Пхеньяну, так и Москве.
Визит делегации КНДР в Россию, 13 сентября 2013 года. Источник: kremlin.ru.