80 лет назад началась знаменитая Корсунь-Шевченковская операция, ходе которой враг был выбит с правого берега Днепра. О ходе сражений – в воспоминаниях их участников, ветеранов Великой Отечественной войны.
25 января 1944 года войска 1-го Украинского (командующий генерал Николай Ватутин) и 2-го Украинского (генерал Иван Конев) фронтов прорвали оборону гитлеровцев и начали наступление, которое завершилось окружением и разгромом двух корпусов и нескольких дивизий группы армий "Юг" под командованием фельдмаршала фон Манштейна.
В ходе операции, известной также как "Черкасский котел", противник потерял около 70 тысяч убитыми и 20 тысяч нацистов были взяты в плен.
Советские войска завершили освобождение Киевской, Днепропетровской, Запорожской областей, освободили всю Житомирскую, почти полностью Ровенскую и Кировоградскую области, ряд районов Винницкой, Николаевской, Каменец-Подольской и Волынской областей.
В советских газетах того времени Корсунь-Шевченковскую операцию называли "вторым Сталинградом".
Карта Корсунь-Шевченковской операции. Источник: Mil.ru.
"Комбатом я стал во время "Сталинграда-2", операции под Корсунь-Шевченковским. Там немцы вырывались из окружения колоннами, а мы наматывали их на гусеницы... Давили гусеницами беспощадно. Сколько ж мы их там набили, трудно сосчитать. Одних пленных взяли восемнадцать тысяч. Мои ротные, Ждановский и еще один, оба стали Героями Советского Союза. У меня осталось ощущение удивительной необыкновенной победы", - вспоминал гвардии капитан, командир танкового батальона 27-й отбр Николай Орлов, кавалер ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени, орденов Отечественной войны I и II степени, ордена Красной Звезды.
Николай Орлов, 1944 год. Источник: iremember.ru.
"Когда завершилось окружение Корсунь-Шевченковской группировки немцев, они пытались вырваться из окружения, но у них ничего не получилось. Была попытка прорыва и на нашем участке. Наша установка дала залп прямой наводкой по этой немецкой колонне, которая смяла нашу пехоту. После залпа немцы дрогнули, пехота опять эту дырочку закрыла, и вскоре началась сдача немцев, они стали разбегаться. Там были небольшие участки леса. В одном леске мы с двумя разведчиками нашей батареи прихватили пятнадцать человек: тринадцать немцев и две девушки-украинки, переводчицы", - разведчик 1-й батареи 9-го гвардейского минометного полка Александр Топтыгин, кавалер медалей "За Отвагу", "За боевые заслуги".
Наградной лист на гв.мл.сержанта А.Топтыгина.
"В районе Звенигородки мы замкнули кольцо окружения группировки немцев под Корсунь- Шевченково. Снег растаял, кругом бездорожье, мы лежали в грязи в обороне, негде было погреться и обсушиться. Немцы постоянно пытались нас атаковать, нащупывая место для прорыва из окружения, шел непрерывный методический обстрел наших позиций и ближних тылов, эвакуировать в тыл раненых и получить провиант и боеприпасы мы могли только в ночное время. Атаковали нас обычно с поддержкой танков, и один такой танк как-то выполз перед моим ПТР и застрял, став прекрасной мишенью. Мы его подбили, танк загорелся. Позже довелось с товарищами в упор перебить немецкую разведгруппу. В начале весны мы вновь стали продвигаться вперед, по правобережной Украине", - гвардии сержант 3-го батальона 310-го гвардейского стрелкового полка, наводчик ПТР Марк Папиш, кавалер орденов Отечественной войны I и II степени, ордена Красной Звезды, медали "За Отвагу".
Гвардии лейтенант Марк Папиш, 1945 год. Источник: iremember.ru.