Государственное планирование – выход российского судостроения из стагнации

Государственное планирование – выход российского судостроения из стагнации
  Судостроительная верфь в России. Источник: dp.ru.

О трех основных проблемах, тормозящих развитие отрасли в комментарии эксперта FederalCity, экономиста Евгения Кренского.

- Недавно премьер-министр Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по вопросам развития отечественного судостроения. Ситуация в данной отрасли у нас непростая, и об этом говорили на совещании. Какие факторы тормозят развитие этой важной сферы народного хозяйства, и что можно реально сделать для того, чтобы судостроение начало развиваться в России более активно?

- Давайте сразу обозначим, что по ряду направлений, в частности, в ледокольном флоте и энергетических судовых площадках мы стоим на ведущих мировых позициях в сфере судостроения. Однако в целом мы значительно уступаем таким странам, как Китай, Южная Корея, Япония, Италия и Германия. К примеру, КНР занимает 35% от общемировых объемов постройки судов. Вместе с двумя другими азиатскими странами Пекин контролирует 80% мирового рынка судостроения. Для сравнения, Россия занимала по итогам 2022 года 9-ю позицию по производству мирового тоннажа судов с 252 тысячами тонн. В тоже время Китай спустил на воду почти 26 миллионов тонн – в 100 раз больше.

Однако ситуация меняется, и по итогам 2023 года, полагаю, что позиции России значительно улучшаться, и мы сможем посоперничать с той же Германией, где после отлучения от дешевых российских энергоносителей судостроение находится на спаде. По предварительным данным, общее водоизмещение крупных и средних судов, сданных в прошлом году, достигло 1.2 миллионов тонн.

Строительство ледокола "Арктика" на Балтийском заводе. Источник: boatprofi.com.

Теперь о перспективах и проблемах. На данный момент можно отметить три основных фактора, которые тормозят развитие судостроения в РФ.

Во-первых, это высокая стоимость строительства судов, которая не позволяет конкурировать с другими производителями.

Во-вторых, долгие сроки от закладки судна до спуска его на воду, причем в 70% контрактные сроки не выдерживаются, идут срывы и сдвиги сдачи.

В-третьих, слабые возможности замещения комплектующих и современных приборов зарубежного производства. К сожалению, в полной мере провести процесс импортозамещения в сфере пока не удалось.

В связи с этим, очевидным видится расширение государственной поддержки. Причем в данном случае речь идет не только и не сколько о крупных денежных вливаниях, они не решать проблем.

Я говорю о государственном планировании в комплексе – развитие конструкторской и приборостроительной баз, модернизация верфей и производственных площадок, подготовка высококвалифицированных кадров.

Читайте также: На Севастопольском морском заводе будут строить балкеры-зерновозы

Судостроительная верфь в России. Источник: eurasian-defence.ru.

Тем более, что все возможности для государственного планирования имеются. На данный момент 80% производственных мощностей отрасли контролирует Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Летом прошлого года корпорация была передана на 5 лет в управление ВТБ – вторым по величине, и к тому же государственным банком России.

Надо сказать, что проведенный ВТБ аудит показал у ОСК более 20 миллиардов убытков за 2022 год, причем итоговые цифры, по мнению главы ВТБ Андрея Костина, будут еще более внушительными. Однако по итогам прошлого года прибыль ВТБ составила 432 миллиарда рублей, что дает банкирам возможность вытянуть убыточный актив.

В ходе прошедшей стратегической сессии была одобрена долгосрочная стратегия развития судостроение под рабочим названием "Судостроение 4.0". Как стало известно, к 2031 году предполагается строительство новой среднетоннажной верфи на Северо-Западе России. Кроме того, планируется изменить формат верфей Крыма, Дальнего Востока, Калининграда, определив для каждой из них свою конкретную специализацию. Это позволит сократить и время строительства судов, и значительно снизить их себестоимость.

Читайте также: Реконструкцию флотского судоремонтного завода в Севастополе оценили в 30 млрд рублей

В правительстве РФ считают, что отечественные судостроители должны перестроить работу таким образом, чтобы строить корабли относительно быстро и не слишком дорого, причем доля российских комплектующих должна быть максимальной.

Стратегия, как и положено, рассчитана на долгий срок. К 2037 году планируется сдать более 1.7 тысяч морских и речных судов. Задача эта хоть и амбициозная, но выполнимая. 

Судостроители России. Источник: onlinespb.ru.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен