Отказ избиркома считать речной лед агитационной площадкой стал едва ли не самым интересным предвыборным событием в северной столице.
За неделю до выборов президента РФ горизбирком Петербурга вынес решение не считать лед агитационным материалом. Вопрос возник после того, как полицейские задержали волонтеров штаба Ксении Собчак за то, что те написали на снегу замерзшей реки Фонтанки слова «Против Путина». Их обвинили в «оскорблении президента», однако отпустили без составления протокола. Правда, в штабе кандидатки жаловались, что один из актвивистов был избит.
- Признавать лед Фонтанки агитационным материалом мы не будем, иначе каждый забор таким станет, - резюмировал дело представитель горизбиркома Олег Зацепа.
Хотя, по его словам, если такую надпись станут тиражировать СМИ, агитационной она все-таки считаться будет.
И вот такие скандалы, вернее, скандальчики – наиболее интересное из того, что произошло в Петербурге за эту предвыборную кампанию. Из-за своей для всех очевидной предрешенности она не отличалась ни упорством, ни креативом, ни ожесточением. По словам того же Зацепы, количество жалоб в избиркомы – и городской, и центральный – из северной столицы было минимальным.
Пожалуй, наиболее активным был штаб дебютантки предвыборных битв Ксении Собчак. Такое впечатление, что ее волонтерам было дано негласное указание: «Нарывайтесь!» В результате именно в ее штабе насчитывается самое большое количество пострадавших и задержанных полицией. Помимо «ледового оскорбления президента», волонтеров Собчак еще несколько раз задерживала полиция. А в поселке Токсово несколько молодых людей, предположительно, чеченского происхождения, напали на двух агитаторов телеведущей, нанесли им несколько ударов и заставили «извиняться перед президентом».
Другое «нападение», уже непосредственно на штаб Собчак, произошло еще раньше. Сначала перед входом в него были начертаны антисемитские высказывания. А потом странный молодой человек зашел внутрь, признался, что надписи сделал он, пообещал «всех вынести». А потом, оставив записку: «Убей. Съешь. Повтори», а также почему-то книги Пелевина и Кастанеды, ушел, оставив работников штаба в тревожном недоумении.
Сама Ксения Собчак написала открытое письмо губернатору Полтавченко, жалуясь, что главы питерских районов не хотят согласовывать проведение ее штабом массовых мероприятий или утверждают их в таких местах города, «в которых сами чиновники бывают только в страшных снах».
Примерно такого же содержания письмо отправил губернатору руководитель фракции партии Явлинского в ЗС Петербурга Борис Вишневский. Переживая за своего кандидата, он тоже жаловался за то, что районные власти не согласовывают агитационные акции «Яблока» в людных местах, а норовят засунуть в какую-нибудь дыру.
Вообще-то, как раз «Яблоко» вдоволь попользовалось в целях агитации массовыми мероприятиями самого разного толка – от митинга памяти Бориса Немцова, до градозащитных собраний. Но больше всего для партии Явлинского эта кампания будет памятна, наверное, бескомпромиссной борьбой с не зарегистрированным кандидатом в президенты Алексеем Навальным и его призывом к бойкоту выборов.
Были обижены властями в отношении массовых мероприятий и представители питерского ЛГБТ-сообщества. Им дважды запрещалось проводить митинги в защиту проповедуемых ими ценностей, и оба раза эти мероприятия имели отношение к выборам. Один раз «радужные» хотели призвать кандидатов на пост президента РФ осудить гомофобию и дискриминацию ЛГБТ. Второй митинг должен был быть направлен адресно против кандидата от КПРФ Павла Грудинина, выступившего на свое пресс-конференции в защиту традиционных ценностей. Активисты пытались оспорить решение властей о запрете акций, но оба раза суд отказался встать на их сторону.
Возвращаясь к Навальному, хотя его акция «Забастовка избирателей» 28 января в Питере получилась самой массовой по всей стране, все равно на нее пришло едва ли две тысячи человек. Правда, она была отмечена несколькими инцидентами. В частности, известный питерский оппозиционер-правозащитник Динар Идрисов попал в больницу после избиения тремя неизвестными.
Несмотря на то, что милиция на этой акции вела себя корректно, последствия для ее участников наступили гораздо позже. Несколько активных оппозиционеров были задержаны и подвергнуты административному аресту именно за участие в акции Навального. В частности, это случилось с региональным координатором движения «Открытая Россия» Андреем Пивоваровым. Он был арестован на 25 суток. То же самое произошло с еще несколькими его единомышленниками.
- У меня есть до смешного простое объяснение «отложенных наказаний» за участие в акции 28 января, когда никого не «закрыли» и даже не составляли протоколов (единственное исключение – Денис Михайлов), - говорит Борис Вишневский. – Максимальный срок административного ареста сейчас 30 дней. Если бы сразу составили протоколы и отправили в суд, люди давно уже бы вышли. Но, видимо, хотели их «закрыть» именно на день выборов. Поэтому ждали месяц и только сейчас «вспомнили».
Похоже, для властей всех уровней сейчас главное – обеспечить на выборах спокойствие и массовость. Вторая цель тоже достигается разными способами. Например, питерские студенты жалуются на то, что их понуждают принимать участие в выборах. Недавно, например, на дверях общежития Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета появилось объявление об обязательной явке всех студентов на предвыборное собрание. Причем, предварительно студентов обязывают зарегистрироваться в МФЦ. Аналогичные проблемы возникли у студентов Военмеха. Учащиеся этого ВУЗа рассказывают, что на них оказывают давление старосты, угрожая проблемами с ректоратом в случае, если студенты не пойдут на выборы.
Еще раньше студенты Санкт-Петербургского политехнического университета пожаловались, что некие люди заставляют их собирать подписи за выдвижение Владимира Путина кандидатом на выборах президента России. Якобы каждому студенту вменялось собрать не меньше четырнадцати подписей. При этом им было сказано, что результаты сбора подписей могут повлиять на результаты сессии. Впрочем, проректор Политеха Дмитрий Кузнецов категорически опроверг эту информацию.
Другое ноу-хау Смольного для обеспечения массовости на участках касается его собственных сотрудников. В комитетах питерского правительства раздали анкеты, где следует написать, как и что нужно изменить на улицах и во дворах. Заполненные анкеты нужно будет опустить в урну, которая будет расположена рядом с избирательным участком. На каждой анкете – порядковый номер и штрихкод, причем в разных ведомствах они друг от друга отличаются. Госслужащие сообразили, что, видимо, таким образом будут отслеживать их явку на выборы. В одном из комитетов даже назначили ответственного, который будет ездить по участкам и раскидывать заполненные анкеты, чтобы показать, как добросовестно чиновники выполнили поручение. В других ведомствах ответственные сотрудники заполняют анкеты за своих коллег – за небольшую доплату.
Иные способы побудить народ идти на выборы весьма экзотичны. Например, петербургский губернатор принял участие в спортивно-предвыборном флешмобе по призыву главы Чеченской республики Рамзана Кадырова. Тот опубликовал видеоролик, на котором он в спортзале восемнадцать раз отжимает стокилограммовую штангу – в честь президентских выборов 2018 года, и призывает «Братьев-губернаторов» последовать его примеру. Полтавченко вызов коллеги с благодарностью принял. В Instagram его пресс-секретаря Андрея Кибитова проявился ролик, на котором Полтавченко восемнадцать раз забрасывает в кольцо баскетбольный мяч. При этом градоначальник одет, почему-то, в футболку американского баскетбольного клуба «Чикаго Буллз» с номером 23, а на спине его написано «Джордан». По всей видимости, имеется в виду прославленный баскетболист Майкл Джордан. «Не патриотическая» футболка губернатора произвела удручающее впечатление на многих комментаторов.
Можно сказать, что наибольшую активность в предвыборных делах проявили как раз власти. А большинство штабов кандидатов отличались удивительной пассивностью, ограничиваюсь разве что записями в соцсетях и изредка – явно проплаченными пикетами. Касается это и штаба главного кандидата – Владимира Путина. Впрочем, основная предвыборная интрига в Петербурге как раз была связана с его формированием. Вернее, кандидатурой главы, на что привычно претендовал ректор Горного университета Владимир Литвиненко, возглавлявший путинский штаб в северной столице уже четыре раза. Однако в этот раз в центре решили наладить в региональных штабах коллегиальное управление. Таким образом сопредседателями питерского штаба, помимо Литвиненко, стали еще трое: глава ветеранской организации Василий Волобуев, начальник госпиталя для ветеранов войн Максим Кабанов и студентка СПбГУ Анна Шуранова.
Интриги добавило поведение спикера ЗС Вячеслава Макарова, который в последующие дня заявлял, что он то входит в штаб, то не входит. И таки вошел – в странной должности заместителя сопредседателя. А позже туда же вошел и вице-губернатор питерского правительства Константин Серов – в еще более загадочном качестве «соруководителя»...
Это, вроде бы, стало признаком примирения Смольного и Мариинского дворца, о разногласиях между которыми СМИ говорили весь прошедший год. Однако источники утверждают, что люди в штабе, подконтрольные Литвиненко прекратила общение со всеми представителями Смольного.
С Макаровым, кстати, в эту кампанию произошла еще одна забавная вещь, и совсем не его вине. В ноябре в Интернете появился якобы его предвыборный аккаунт, в котором сообщалось о намерении главы питерского парламента бороться за президентский пост. Сайт был переполнен нарочитыми нелепостями. Например, у триколора, украшающего сайт, перепутаны цвета, так что получился флаг «Протектората Богемии и Моравии» - квазигосударства, учрежденного нацистами на территории оккупированной Чехословакии. Не менее удивительны был и пункты перевыборной программы «кандидата»:
Удивительно, что на фейк купились несколько сайтов МО, перепечатав оттуда информацию на полном серьезе. Конечно же, вскоре сайт был заблокирован.