Трагедия в Кемерово в который раз ставит вопрос о нашей способности усваивать горькие уроки из трагических происшествий, причиной которых становится чья-то халатность. К сожалению, сложилась губительная для общества практика ухода от ответственности тех, на ком лежит конкретная и доказанная вина в гибели людей. Можно ли изменить эту ситуацию? Как это сделать?
Сегодня, когда страна оплакивает погибших при пожаре в Кемерово, вспоминаются похожие трагедии, приведшие к смерти людей.
14 февраля 2004 года произошло обрушение конструкции крыши спортивно-развлекательного комплекса Трансвааль-парк в Ясенево. В результате трагедии погибло 28 человек (из них 8 детей), 12 получили тяжелые увечья и около 200 получили различные ранения.
Официальной причиной катастрофы в «Трансвааль-парке» была названа ошибка проектирования. Расследование длилось около 20 месяцев, в результате чего к уголовной ответственности был привлечен главный конструктор Нодар Канчели, который, тем не менее, был амнистирован по его ходатайству в честь 100-летия Госдумы. А в отношении начальника Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолия Воронина уголовное преследование было прекращено ввиду отсутствия состава преступления. Представители потерпевших пытались обжаловать решение суда об амнистии Канчели и Воронина, но Замоскворецкий суд Москвы оставил в силе решение прокуратуры.
Потерпевшие с самого начала столкнулись с огромными трудностями в поисках ответчика по искам о возмещении материального и морального вреда. Настоящий владелец аквапарка так и не был найден, московское правительство, допустившее строительство потенциально опасного объекта, также ушло от ответственности, как и строители аквапарка – турецкая строительная компания.
Лишь несколько человек смогли получить материальную компенсацию с управляющей компании, эксплуатировавшей комплекс. В итоге через четыре года пострадавшим и родственникам погибших пришлось подавать жалобу в Европейский суд по правам человека с требованиями признать, что Российская Федерация допустила нарушения, и обязать ее выплатить справедливую компенсацию потерпевшим.
16 января 2006 года в здании ПромстройНИИПроекта произошел сильный пожар. На восьмом и девятом этажах, наиболее пострадавших от огня, находились помещения Приморского отделения № 8635 Дальневосточного банка Сбербанка России. Возгорание возникло на седьмом этаже, пламя быстро распространилось по верхним этажам здания. Лестница запасного выхода была перекрыта металлической решеткой, а резервный лифт – заблокирован. Люди вынуждены были прыгать из окон. Перед зданием автомобили на автостоянке загораживали проезд пожарным машинам.
Погибло 9 человек, 17 сотрудников банка попали в больницы с ожогами и различными травмами.
Следствие установило, что пожару способствовали нарушения правил пожарной безопасности, которые допустило руководство отделения Сбербанка и инспекторы Первореченского района города. В банке не проводились учения, как действовать в экстремальной ситуации, сотрудники не знали, как им эвакуироваться из горящего здания.
Расследование установило, что акт проверки, проведенной еще в 2004 году, выявил нарушения правил пожарной безопасности, инспектором отдела Госпожнадзора Первореченского района Владивостока был сфальсифицирован, а Государственный пожарный надзор не проверял здание с 2001 года.
Суд приговорил к различным срокам заключения в колонии-поселении пять человек. Были осуждены начальник отделения Сбербанка, старший инженер организационного сектора административно-хозяйственного отдела банка, директора компании-собственника здания, старший инспектор отдела государственного пожарного надзора района, начальник этого же отдела.
Крупнейший по числу жертв пожар в постсоветской России произошел 5 декабря 2009 года в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми. Погибли 156 человек. Происшествие вызвало широкий общественный резонанс и жесткую реакцию российских властей. Это первый случай массовой гибели людей в ночных клубах в истории России.
Тогда после трагедии были уволены несколько должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а Правительство Пермского края ушло в отставку.
Следствие длилось несколько лет, лишь в конце апреля 2013 года суд огласил приговор виновным. Тогда различные сроки заключения получили владелец клуба, исполнительный директор клуба, арт-директор, работники пиротехнической компании, инспектор госпожнадзора края, еще одна сотрудница того же ведомства.
В случае с трагедией в Перми ответственность коммерсантов и должностных лиц была установлена, и виновные понесли наказание. Однако губернатор края спокойно доработал свой срок, после чего отправился отдыхать во Францию.
Дальнейшие трагические происшествия в стране вновь показали: халатность осталась главной причиной многих бед и многих бед в жизни страны.
Пожар произошел 11 марта 2015 года. В результате пожара погибло 17 человек, пострадало более 70, пропавшими без вести числятся 2 человека.
Согласно заключению экспертов, пожар возник из-за кровельных работ на крыше одноэтажного пристроя.
Следственный комитет РФ установил, что в торговом центре было много нарушений требований пожарной безопасности, на которые владельцы центра и контролирующие органы закрывали глаза. С 2013 года здание ТЦ эксплуатировалось без разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (реконструкции), с грубыми нарушениями норм противопожарных правил. Не были оборудованы исправные системы оповещения о пожаре, планировка здания затрудняла эвакуацию людей.
Фигурантами уголовного дела стали арендатор торгового комплекса, его заместитель по технике безопасности, судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела регионального Управления Федеральной службы судебных приставов России, начальник межрайонного отдела судебных приставов Управления ФССП по Республике Татарстан. По версии следствия, в 2013 году прокуратура провела проверку пожарной безопасности при эксплуатации торгового центра, в результате которой были выявлены многочисленные нарушения. Но не все они были устранены, так как прокуратурой было прекращено исполнительное производство.
Уголовные дела были возбуждены также против сотрудников инспекции Госстройнадзора Татарстана, собственника «Адмирала» миллиардера Алексея Семина, хотя позднее он был признан непричастным к совершению преступления.
Были задержаны трое рабочих, нарушивших правила безопасности при ведении работ, что повлекло смерть людей.
Всего по уголовным делам, связанным с пожаром, проходили 12 человек.
После пожара в «Адмирале» в российских регионах были организованы проверки исполнения пожарного, градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, трудового и миграционного законодательства в торговых комплексах с массовым скоплением людей. Проверка торговых центров по всей стране выявила нарушения, выражающиеся в ненадлежащем обеспечении помещений торговых объектов автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения и управления эвакуации людей при пожаре и автоматического пожаротушения, в отсутствии противодымной вентиляции, осуществлении торговли на путях эвакуации и их загромождении, ненадлежащем проведении проверок наружного противопожарного водоснабжения.
Пожар в Москве 8 октября 2017 года в двухэтажном здании крытого комплекса «Синдика» не привел к жертвам, однако выявил серьезные нарушения противопожарной безопасности, которые могли привести к тяжелым последствиям. Несколько людей чудом спаслись, закрывшись в холодильной камере, поскольку не имели возможности эвакуироваться из горящего здания.
В результате пожара погибло 64 человека. Пожар стал крупнейшим в истории Российской Федерации по числу жертв после пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» в 2009 году, одним из наиболее трагических по количеству погибших детей.
За пожарную безопасность в «Зимней вишне» отвечал человек, не имевший специального образования и никогда до этого не работавший со сложной техникой. В центре были нарушения правила пожарной безопасности, аварийные выходы были заблокированы, не сработали пожарная сигнализация, системы пожаротушения и дымоудаления. Согласно официальным данным МЧС, в июне 2016 года проводилась проверка пожарной безопасности ТРК, не выявившая нарушений.
В стране за последние годы были и другие резонансные происшествия, причина которых – банальная преступная халатность.
Можно ли сказать, что трагедии и происшествия последних лет что-то изменили в нас и в самом укладе, в котором существует наша повседневная жизнь и работа?
Ответ очевиден – нет.
Мы остаемся такими же безалаберными и безответственными. Все так же работают наши контролирующие органы: взятки в их взаимодействии с коммерческими и некоммерческими структурами – обыденная реальность. Вскрывающиеся после трагедий нарушения – ничтожная капля на фоне тех, которые остаются нераскрытыми по всей стране и могут стать причиной очередной человеческой трагедии.
Почему так происходит?
Потому что ответственность в нашей стране – явление ситуативное. Возникает она только в те моменты, когда течение событий выходит из привычного хода, происходит нечто большое и страшное, отчего должны содрогнуться тысячи людей. А до этого момента работает русский авось и взятки.
Есть ли какое-то решение этой вековой для нашего уклада беды?
Как ни странно, оно есть, и заключается оно в том, что отвечать за свои действия должны все, а не только среднее и нижнее звено в любой властной или ведомственной структуре, как это обычно происходит в нашей стране.
Что это означает на практике? Что по результатам работы, а не только после чрезвычайных происшествий, руководители сами должны подавать в отставку, как это давно принято в цивилизованных странах.
В нашем отечестве, как мы все хорошо знаем, это правило не работает. Какой-нибудь “Мутко” сидит на своей теплой должности “до упора”, пока благоволящий начальник не отправит его куда-нибудь в другое теплое местечко. И пусть дела в подведомственном секторе или на территории идут отвратительно, пусть что-то ломается, не работает, пусть ропщут и мучаются люди – “Мутко” будет красоваться в своем кресле, годами, до победного конца – до победы над здравым смыслом и возмущением общественности.
Любая управленческая иерархия в нашей стране – от какой-нибудь управляющей компании или ГБУ до госкорпорации или министерства – превращается в приятельское закрытое сообщество, приоритет которого – не эффективная работа по прямому предназначению, а собственное благополучие, извлечение максимума благ из должности, так называемая номенклатурная рента.
Именно это правило работает повсеместно и является, пожалуй, самым универсальным в нашей стране. Отсюда все эти бесконечные наши неурядицы – от грязных улиц и разбитых дорог до гремящих на весь мир скандалов с допингом, разворовыванием при строительстве стадионов, космодромов и “уникальных” планшетов для школьников. Отсюда этот приятельский капитализм, победивший в нашей стране, судя по выборам, всерьез и надолго.
Чтобы переломить эту ситуацию, нужны решения, которые бы задали пример для подражания, шаблон для действий всех больших и малых начальников в нашей стране. И пока такого примера нет – четкого, ясного, честного, пока на разных должностях-синекурах продолжают не работать, а “мутить” дела разные “мутко”, вся российская управленческая пирамида от министра до бригадира дворников в каком-нибудь ГБУ «Жилищник» будет работать по-прежнему – абы как, на авось, по возможности приворовывая, приписывая, прибирая взятками и услугами, угождая “своим” и отмахиваясь от “населения”.
И вместо знаменитого, но пустого “Где посадки?” давно актуален более простой и рабочий вопрос: “Где отставки?”