ИА FederalCity – о значении публикации протоколов градостроительно-земельной комиссии Москвы, до недавнего момента закрытых – вопреки Конституции – для публичного доступа.
18 июня над головой московского градоначальника грянул гром: журналист Андрей Новичков опубликовал в полном объеме протоколы всех заседаний – начиная с 2010 года – градостроительно-земельной комиссии Москвы. Весь мир и – главное – "рассерженные горожане" – узнали, что тысячи острейших градостроительных вопросов, которые напрямую определяли жизнь и судьбу самого города и миллионов людей в столице, для продавливания которых тратились огромные ресурсы пиар-индустрии московского мэра и всей московской бюрократии, ради которых чиновники на местах имитировали многочисленные публичные слушания, диалог с жителями, внимание к их просьбам и замечаниям, вокруг которых кипели страсти готовых отдавать все свои силы на общее благо активистов – все эти вопросы решались небольшой закрытой комиссией под руководством горячо не любимого критически настроенными горожанами мэра. Решались, в пересчете на каждый в отдельности вопрос, за считанные секунды, как на конвейере, – конвейере смерти Москвы как города для людей, а не для строительного лобби.
Город и мир узнали, что, оказывается, как пишет Новичков в преамбуле к своей информационной бомбе – решения о застройке и других важнейших изменениях в городе, "решения о тотальном изменении облика всей столицы", принимались по сути без участия не только его жителей, но и представителей научной, экспертной, краеведческой и экологической общественности. Комиссия фактически не рекомендовала, а обязывала органы городской власти в сфере архитектуры, экологии, защиты культурного наследия реализовывать утвержденные ею проекты.
Процитируем "московского Ассанжа" еще немного, чтобы еще раз осознать, насколько циничной все эти годы была политика Сергея Собянина, кулуарно, вместе со своим ближайшим окружением, решавшего, как жить москвичам, пока тысячи людей тратили силы и время, чтобы в открытом обсуждении найти, как они наивно полагали многие из них, наилучшие для москвичей решения, определяющие развитие города и его районов:
За 8 лет существования ГЗК:
- принято сотни решений о сносах исторических зданий и новом строительстве на их месте, среди них - Дома Привалова на Садовнической улице, усадьба Мельгунова на старом Арбате, ДК Серафимовича в Среднем Тишинском переулке, дома купца Михайлова на Большой Дмитровке, Таганская АТС на Покровском бульваре, усадьба Неклюдовой на Малой Бронной, военный госпиталь Красного креста на Красноказарменной улице, доходные дома на улице Варварка и ещё сотни и сотни адресов.
- разрешена застройка более 500 парков и зелёных зон, включая «Парка Дружбы» на Речном вокзале, парка «Дубки», парка «Торфянка», лесопарка «Кусково», парка на Живописной улице.
- отданы под реконструкцию, а фактически под полный или частичный снос, сотни зданий, представляющих архитектурную и мемориальную ценность, включая Дом Болконского из «Войны и мира» на Воздвиженке, плавательный бассейн олимпийского комплекса «Лужники», доходные дома Кузнецова и Королёва в Ордынском тупике, усадьба Соколова-Сибирякова в Вознесенском переулке, исторический квартал на Софийской набережной, напротив Кремля.
- легализовано более тысячи объектов самовольного строительства на территории всей Москвы. Вместо того, чтобы принимать меры административного и уголовного воздействия к лицам, возводящих здания без разрешений, комиссия через непродолжительное время штампует решения «о сохранении объектов, обладающих признаками самовольного строительства».
Было нарушено фундаментальное требование Конституции Российской Федерации. В 24 статье Основного закона государства сказано:
"Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".
Решения Комиссии держались в секрете и не предоставлялись гражданам, московская власть отказывала также в ознакомлении с документами и депутатам разных уровней.
Новичков напомнил, что о непрозрачности и неподотчетности комиссии в 2016 году заявлял Совет по правам человека при президенте России, и призывал ее упразднить, за ликвидацию комиссии выступали и общественные движения, включая «Архнадзор». Однако интересы крупных девелоперов оказались весомее соблюдения элементарных демократических процедур и интересов жителей столицы.
Теперь еще более отчетливо видно, какая гигантская имитационная и пиар-деятельность сопровождает многочисленные строительные и прочие проекты в Москве, какая огромная система прикрытия наступления на Москву крупного строительного бизнеса создана под руководством градоначальника Собянина и насколько оправдано то недоверие и озлобленность москвичей, комментирующих его политику и выходящих на протестные митинги и пикеты. В угоду крупным застройщикам миллионы людей обречены на жизнь в условиях нескончаемой стройки и "благоустройства", неудобство, уплотнение, утрату уюта и комфортной обжитой среды.
Теперь, благодаря Новичкову и другим сетевым активистам, возник свой, московский, Викиликс, в котором любой москвич сможет найти решение ГЗК, касающееся его района. ИА FederalCity писало, что блогер Иван Ёжиков перевел все опубликованные протоколы ГЗК в удобные для поиска, копирования и цитирования форматы. А москвичи в социальных сетях уже отреагировали на слив засекреченной властями Москвы информации и стали публиковать свои комментарии относительно тех или иных решений ГЗК, затрагивающих жизнь в их районах. Грандиозная утечка информации станет теперь на долгое время предметом обсуждения и основанием для новых акций жителей, которые не хотят мириться с закамуфлированным всеми этими "публичными слушаниями" чиновничьим произволом.
И, очевидно, что с этого момента столичная власть должна будет радикально перестроить свою работу. Ведь нельзя же продолжать обманывать целый город, когда обман раскрыт? Накануне выборов мэра Москвы невозможно сделать вид, что ничего не произошло и умолчать о столь огромном разоблачении. Несомненно, эта утечка еще повлияет на политическую судьбу нынешнего мэра и его приближенных, как повлияли на судьбы многих больших чиновников и политиков публикации нашумевшего ресурса WikiLeaks, основанного Джулианом Ассанжем.
Что же касается журналиста Андрея Новичкова, то ему уже поступил звонок (с телефона столичной мэрии), который можно назвать косвенной угрозой. Вот цитата из слов представившегося чиновником департамента градостроительной политики Москвы "Михаила", позвонившего Андрею и предложившего выдать информатора и удалить из Сети опубликованные протоколы:
"Смотрите (…) Ситуация очень серьезна по вам, потому что документы это закрытые. У вас два варианта [сочувствующий тон и озабоченный вздох]. Либо вы просто говорите сейчас намеком, чтобы мы сотрудника своего нашли (...) и, скажем так, через день вы это удаляете. Либо мы, соответственно, через два дня это передаем в органы…"
Нельзя не отметить смехотворность этого звонка и наглость, с которой некто, а тем более чиновник, требует удалить из Сети документы, не являющиеся закрытыми. По-видимому, в высших эшелонах московской власти еще не успели на тот момент осознать, что произошло и что отныне последствия слива будут еще очень долго влиять на весь ход московской жизни. Теперь и факт публикации протоколов ГЗК Москвы, и судьба Андрея Новичкова (нашего Джулиана Ассанжа), и даже судьба "Эдварда Сноудена" – бывшего чиновника мэрии, благодаря которому произошла утечка документов, будут находиться под пристальным вниманием общественности не только Москвы, но и всей страны.
ИА FederalCity будет следить за развитием событий.