Владимир Стефановский: «Место стоянки «Михаила Кутузова» - Севастопольская бухта»!

Владимир Стефановский: «Место стоянки «Михаила Кутузова» - Севастопольская бухта»!
  Владимир Стефановский. Фото: crimcom

Дискуссия вокруг возможного перехода крейсера из Новороссийска на базу Черноморского флота принимает в последнее время оживленный характер. Специально для FederalCity ситуацию комментирует эксперт, председатель Морского собрания Севастополя Владимир Стефановский.


- Владимир Владимирович, где, как вам кажется, где должен стоять крейсер «Михаил Кутузов» - в Новороссийске или в Севастополе?


- Чтобы вы поняли причину моего ответа, давайте по порядку. Изначально крейсер базировался в Севастополе, где входил в первую дивизию надводных кораблей Черноморского флота. И стоял «Михаил Кутузов» на главной базе до самого развала Союза и последующего раздела ЧФ. А потом его решили продать «на иголки», и только севастопольские ветераны смогли корабль отстоять. И он остался в Севастополе благодаря им. Далее. Что послужило причиной его перевода в Новороссийск? Прежде всего политическая обстановка. Украины давила всеми силами на флотское руководство, запрещало вводить в состав ЧФ новые боевые корабли. Поэтому превращенный в музей советской и российской морской славы был для Киева, что называется, «красной тряпкой для быка». Вот для того, чтобы это упрямое животное не дразнить, и было принято решение – перегнать его в Новороссийск. А теперь, когда флаг святого Андрея полноправно развевается над всем Севастополем и Крымом, настало, как мне кажется, время вернуть его на место постоянного базирования – на рейд главной базы Черноморского флота.


- Какие, в таком случае, аргументы у новороссийцев?


- У них, конечно, есть свои резоны. Крейсер стоит в городе с 2001 года, уже 16 лет, Новороссийцы к нему привыкли, он стал своеобразной достопримечательностью Цемесской бухты. Это что касается жителей. Есть и вторая, меньшая часть противников ухода корабля из Новороссийска. Это сотрудники филиала Центрального военно-морского музея МО РФ, который создан на базе «Михаила Кутузова». Помимо рассказов о том, что корабль стал визитной карточкой Новороссийска, они апеллируют к отсутствию полноценной инфраструктуры для стоянки корабля и средств на его содержание в казне Севастополя. Тут они немного лукавят. Во-первых, мест стоянки как минимум, четыре. Это Артбухта, причал у Морвокзала, мыс Хрустальный, Южный мол. Наиболее реальный вариант из них – это мол. Там и глубины соответствующие, и места много, и весь город будет видеть красавец-крейсер. Что касается средств на содержание, то это, по сути, дело Минобороны. Если они содержат филиал музея в Новороссийске, то почему бы не делать то же самое в Севастополе? Нынешние сотрудники этого музея на воде не хотят переезжать в Крым, и это вполне понятно, по сравнению с побережьем Кавказа мы пока живем в каменном веке. Не забудем и о санкциях, которыми нас так старательно обложили западные «партнеры». Никто не хочет проблем с «шенгеном».


- Почему вы думаете, что Минобороны найдет средства для перебазирования крейсера в Севастополь? Какой у них интерес?


-  Начнем с того, что именно в министерстве обороны впервые заговорили о такой возможности. Это случилось в рамках обсуждения проекта строительства в Севастополе «Парка Патриот», после того как Чалый не дал ему реализоваться у подножия горы Гасфорта. Тогда в руководстве Минобороны заговорили о том, что часть знаковых для Севастополя объектов, таких как Константиновский и Михайловский равелины, береговая батарея в Любимовке, Инкерманские штольни, сам рейд главной бухты могут стать составной частью этого масштабного проекта. Как и корабль-музей «Михаил Кутузов». Это значит, что в руководстве МО такую возможность рассматривают вполне всерьез.


- А что говорят севастопольские ветераны?


- В целом, они конечно, полностью за возвращение крейсера. Не забывайте, что «Михаил Кутузов» долгие годы был флагманом Черноморского флота, и ветераны уверены, что место флагмана – в главной базе. Точно такой же позиции придерживается и экипаж корабля. Их еще довольно много осталось – тех, кто служил на нем с 1954 по 1992 года. Как они говорят, «Михаил Кутузов» - последний оставшийся на плаву крейсер легендарного проекта 68-бис, и он достоин вновь встать на Севастопольском рейде рядом со своими младшими братьями. И знаете – к моменту, когда крейсер бросил якорь в Новороссийске, он оставил за кормой 212 000 миль. Уверен, что что 200 миль до Севастополя он пройти тоже сумеет.


- Спасибо за беседу.