Последние месяцы Великой Отечественной – 13 апреля 1945 года

Последние месяцы Великой Отечественной – 13 апреля 1945 года
  Бойцы и командиры Красной Армии со знаменем на крыше здания в захваченной Вене. Фото: waralbum.ru.

Сводка Совинформбюро и воспоминания ветеранов в проекте ИА FederalCity "Победный сорок пятый – день за днем".

13 апреля 1945 года войска 3-го Белорусского фронта во взаимодействии с Балтийским флотом начали операцию по уничтожению Земландской группировки вермахта. Около 9 часов утра, после массированной артподготовки и авиаударов, подразделения фронта ударили в центр обороны противника, имея направления на Фиш-Гаузен. В планах советского командования было разделить немецкую группировку и разбить по частям. Однако гитлеровцы оказали отчаянное сопротивление и после потери первой линии обороны начали активно контратаковать.

В Чехословакии войска 2-го Украинского фронта освободили город Годонин, который был важным узлом обороны и крупным логистическим центром на западном берегу реки Моравы. Под контроль Красной Армии перешли также несколько десятков окрестных сел и деревень. На австрийской территории соединения фронта заняли Гросс-Эберсдорф, Нидер-Зульц, Мюникшталь, а также железнодорожные станции Хагенбрунн и Мартинсдорф.

К исходу 13 апреля войска 3-го и 2-го Украинских фронтов, при активной поддержке Дунайской флотилии, после трехдневных уличных боев, штурмом взяли столицу Австрии – город Вену. В ходе продвижения к Вене и во время боев в городе советские части и подразделения за почти месяц наступления ликвидировали 11 танковых дивизий фашистов, в том числе и 6-ю танковую армию СС, уничтожили более 50 тысяч гитлеровцев, взяли в плен 130 тысяч солдат, офицеров и генералов противника. Враг потерял 1350 танков и "самоходок", 2250 орудий, 178 самолетов.

       Колонна советских солдат проходит по улице Форвардштрассе в Вене.Фото: waralbum.ru.

"В апреле 1945-го года мы сражались на улицах австрийской столицы, в нашем батальоне были большие потери, много ребят погибло. Затем начали формировать специальную группу добровольцев, потому что в последний день штурма Вены, 13 апреля, оставался занятым один опорный пункт противника, расположенный на господствующей над городом высоте, и его нужно было освободить от немцев. Собралось нас пять человек – лейтенант Григорий Голубь, родом из Полтавы, из нашей минометной роты, мой земляк из Николаева Гринько, остальных не помню. Командир что-то там всю ночь разведывал, химичил, а утром говорит: "Сейчас мы, ребята, перебегаем улицу и врываемся во двор этого дома. Только нужно все сделать очень быстро и молниеносно туда вбежать". Как раз в этот момент немцы отвечали на стрельбу наших солдат и были заняты этой оборонительной стрельбой. Мы рванули во двор, нас даже не заметили. Мы поднялись по лестнице запасным ходом, в итоге всех немцев застали врасплох, и перебили. Открываем двери, видим, они из окон палят, бросаем гранату, после взрыва вбегаем и бьем очередью из автоматов. В общем, один остался немец, то ли снайпер, то ли еще кто, постоянно стрелял, хотя в доме все стало тихо.


       Участник боев по освобождению Вены боец Токуш Султанов у здания венского арсенала.Фото: waralbum.ru.

 А он где-то продолжал бить и не давал нашим солдатам подойти. Мы начали его искать, а этот дом имел интересную постройку, в нем были построены не индивидуальные санузлы, а в едином коридоре напротив друг друга размещались отдельные туалеты и ванные. Мы одну дверь открыли, немец в вентиляционное окошечко целится, сам стоит на унитазе, под ноги еще что-то подложил, и из снайперской винтовки бьет. Наш лейтенант был щирый хохол, всегда по-украински говорил, и когда мы скрутили врага, заметил: "Ни, на цього ми тратити кулю не будемо!". Повел его к окну, и сбросил с третьего этажа головой вниз. В это время со своей свитой появился командир полка гвардии подполковник Иван Савельевич Булаенко, которому 28 апреля 1945-го года присвоили звание Героя Советского Союза. Мы вышли из дома, построились, он говорит нам: "Ну, хлопцы, вы молодцы! И даже никого не ранило?".  Отвечаем, что нет, стоим навытяжку, а Голубь был бывший штрафник, в штрафном батальоне смыл грехи кровью и его прислали к нам. Ему комполка говорит: "А ты, лейтенант, реабилитирован после этого боя полностью!". Дело в том, что наш штурм оказался историческим событием, потому что взятия этого дома в самой Москве ждали, чтобы салютовать освобождению Вены из орудий. Так что начал комполка из своего запаса раздавать нам награды. Гринько получил Орден Славы III-й степени, у него ведь на груди ничего не было, мне вручили Орден Красной Звезды, лейтенанту Голубу дали Орден Отечественной войны I-й степени, а двум ребятам достались медали "За отвагу". Наградили прямо на поле боя – во дворе этого замка", - вспоминал о событиях последнего дня штурма Вены  гвардии младший сержант, минометчик 1-го батальона 119-го гвардейского воздушно-десантного полка Анатолий Медведь.

На фронт уроженец Херсона попал в неполные 17 лет, в мае 1944 года, прибавив себе один год. За смелость и самоотверженность в бою при прорыве сильно укрепленной обороны врага у венгерской деревни Шерегельеш, будучи еще шестнадцатилетним юношей, награжден медалью "За Отвагу". За взятие Вены удостоен ордена "Красной Звезды" (ему еще не было в это время даже восемнадцати). Также Анатолию Медведю были вручены медали "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Белграда".

        Наградной лист на Анатолия Медведя. Источник: память-народа.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен