«Раз – и квас!» Жуткая история первого советского серийного убийцы

«Раз – и квас!» Жуткая история первого советского серийного убийцы
  Стоковое фото

Несколько страшных убийств с расчленением, произошедших в последнее время в Санкт-Петербурге, заставили говорить о нем, как о «столице расчленителей». ИА FederalCity пришло к выводу, что мнение это все-таки весьма преувеличено. Несомненно, однако, что участившиеся случаи расчленения трупов жертв для их сокрытия говорят о том, что преступники тоже подвержены своеобразно «моде». И она не зависит от конкретного географического пункта: такие истории могут произойти в Петербурге, и в Башкирии, и в Сибири, и в Москве. Не только могут, но и происходят, и происходили раньше. Например, первый известный советский серийник Василий Петров-Комаров орудовал в 20-х годах именно в Первопрестольной.

Тогда жители Замоскворечья боялись ходить по улицам в темное время суток и шептались о монстре, который убивает людей и кормит их мясом своих свиней, а что осталось, разбрасывает на пустырях.

Замоскворечье 20-х годов. Архивное фото 

Самое страшное, что слухи эти были в основе своей правдивы. Действительно, порубленные трупы в мешках начиная с 1922 года находили и на пустырях, и в развалинах домов. К концу года было найдено уже 22 таких тела. 

Для следствия не было сомнения, что орудует один жестокий преступник. Тем более в милицию все чаще поступали заявления о без вести пропавших людях, в основном, жителях Подмосковья, приехавших в столицу для покупки лошадей. Некоторые из их родственников пропавших опознали их в найденных трупах.  

В те годы криминалисты еще не располагали нынешними технологиями. поэтому расследование шло медленно. Установлено было, что все потерпевшие погибли от удара сзади по голове тяжелым орудием, а поскольку на них не было следов борьбы, сыщики сделали вывод, что они доверяли своему убийце. 

Ну и сразу стало ясно, что, поскольку все они хотели купить лошадей, очевидно, убийца был как-то связан с этим делом. По тому, как трупы были связаны, следователи решили, что преступник умеет вязать узлы, возможно, профессионально, как извозчик. А один смертельный удар наводил на мысли о навыках забоя скотины.

Все это помогло следствию понять, в каком примерно районе находилась «база» убийцы. Скорее всего, это был один из кварталов Замоскворечья, жители которого держали скотину, в том числе и лошадей, а многие занимались извозом. 

Московские извозчики 20-х годов. Архивное фото

На прямой путь к преступнику вывела последняя жертва, голову которого обмотали детской пеленкой, чтобы не вытекала кровь. А там, где пеленка, должен быть и младенец… Среди уже очерченного круга подозреваемых нашлось несколько мужчин, у которых недавно родились дети. Дальнейшее было для сыщиков делом техники.

Убийцей оказался уже первый из подвергнутых проверке. Когда милиция пришла в дом супругов Василия и Софьи Комаровых на Шаболовке, его хозяин выпрыгнул в окно и бежал, а в чулане был найден свежий труп с пробитой головой.  

Комаров вскоре был схвачен в доме некой женщины. Он прекрасно понимал, что все равно будет пойман, поэтому, когда его схватили, протянул милиционерам написанное им за это время «чистосердечное признание». 

Прежде всего выяснилось, что никакой он не Комаров, а Василий Терентьевич Петров, еще в царское время отсидевший в тюрьме за кражу. Выйдя на свободу, он женился на женщине по имени Софья. Во время Гражданской войны служил в Красной армии, но побывал в плену у деникинцев. Именно поэтому, как он говорил, ему и пришлось сменить фамилию – чтобы советские власти его не расстреляли. Хотя наверняка просто хотел скрыть свое уголовное прошлое. 

Василий и Софья Комаровы. Архивное фото

Он поселился в столице, работал извозчиком и иногда подворовывал у пассажиров. За это время Софья родила ему двоих детей – пеленкой новорожденного сына он и замотал голову своей жертвы. Выяснилось, что, хотя жена сначала понятия не имела, что ее муж убийца. но, узнав об этом, полностью одобрила его кровавый «промысел» и стала ему в нем активно помогать – отмывала кровь, скрывала другие улики.

Сначала Комаров пытался выставить себя «идейным» борцом с буржуазией – мол, убивал и грабил лишь спекулянтов-нэпманов. На самом деле жертвами его были обычные крестьяне, собравшие приличную сумму на покупку лошади. 

Потом преступник стал изображать из себя сумасшедшего, рассказывая, что ему просто нравится убивать кого попало. Не исключено, что так оно и было, но эксперты-психиатры его невменяемость исключили. Как и у его супруги-подельницы. Эти люди были психически нормальны – просто они хладнокровно и жестко убили не менее 33-х человек… 

Происходило все это очень просто: заключив с будущей жертвой сделку, Комаров приглашал ее к себе «обмыть» покупку. Выпив пару стаканов водки, убийца вставал якобы по какой-то надобности, брал топор, подходил к жертве сзади и бил ее по голове с вечной прибауткой: «Раз – и квас».

Михаил Булгаков в 20-е годы. Источник: "Википедия"

Тогдашнему обществу серийники были еще внове, суд над супругами собирал немало публики, которая бурно обсуждала, как можно быть таким зверем. Однако присутствовавший на суде московский журналист Михаил Булгаков, который тогда еще не был прославленным писателем, написал в своем очерке о деле Комарова: 

«Он не зверь, но и ни в коем случае не человек». 

В том же 1923 году Василия и Софью Комаровых приговорили к смертной казни и вскоре расстреляли. 




Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен