ИА Federal City продолжает следить за реформой рентгенологической службы в Москве. Сегодня мы приводим рассказ двух врачей, одна из которых перешла на работу в новый референс-центр на базе Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения Москвы, другая же после увольнения из своей поликлиники решила не идти на работу в референс-центр и устроилась на работу по специальности в стационар. Мы также попросили прокомментировать ситуацию автора петиции "Против офисной медицины и дистанционных рентген-исследований!", которая собрала более 2,8 тысяч подписей.
Собеседницы ИА FederalCity просили сохранить анонимность, поэтому условно назовём их Н. и Т.
По словам Н., из своей поликлиники ей пришлось уйти под давлением.
Первая проблема в организации работы центра, по словам Н., – отсутствие у врачей постоянного рабочего места. Комфортабельные кабинеты и компьютеры ни за кем не закреплены. Садятся все каждый день за свободные компьютеры, что неудобно, непривычно, вызывает раздражение, не позволяет оставить на рабочем месте личные вещи.
По мнению Н., в референс-центре очень забюрократизированы коммуникации: создано много разных электронных адресов корпоративной почты, через которые происходит общение. В техподдержку также приходится обращаться через почту, хотя их кабинет расположен поблизости. На все эти процедуры с электронной бюрократией уходит много времени, сетует Н.
Проблема, по словам Н., также и в том, что существует неразбериха в распределении снимков для описания. Электронная система ЕМИАС [Единая медицинская информационно-аналитическая система] "постоянно виснет", много путаницы, когда почти законченное описание оказывается занято кем-то другим. Проблема возникает из-за того, что каждый врач должен выполнить определенную норму, и многие не хотят брать снимки, относительно которых есть какая-либо неясность. В результате некоторые снимки остаются неописанными, руководство в общем чате просит его взять в работу, но никто не хочет терять на них время и силы.
Вместе с тем нередко приходится дожидаться снимков для описания, так как накануне все они были описаны предыдущей сменой. В ночныедежурства, когда приходится описывать больных из травмпунктов, также не всегда получается вырабатывать необходимую норму, и получается, что за ночную смену врач почти ничего не получает.
Здание Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицины на Петровке, 24. Источник: mos.ruМешает в работе и отсутствие контакта с лаборантом и пациентами. С ними нет связи, все неясные вопросы по конкретному снимку оперативно выяснить невозможно.
Врачу проще закрыть файл со снимком, который требует уточнений, и взять для описания другой, говорит Н. В поликлиниках многие врачи недовольны получаемыми из референс-центра описаниями.
К этим проблемам добавилось то, что зарплата стала меняться: если первый месяц заплатили хорошо, второй месяц также все были довольны, но на третий месяц у многих возникли вопросы. При работе в поликлинике ставка была гарантирована независимо от количества пациентов, а когда их приходило больше, были доплаты за интенсивность. В референс-центре на общем собрании была обещана ставка в 71 тысячу рублей, но с началом работы ставка оказалась равной 41 тысяче.
Собеседнице Н. также стало труднее и дольше добираться до работы.
По словам Н., если бы у нее была возможность выбора, она выбрала бы работу по прежней системе в поликлинике. Но врачам-рентгенологам не дали выбора.
Вместе с тем, собеседница ИА FederalCity признает, что идея с созданием референс-центра неплохая, но, на ее взгляд, ее нужно было по-другому организовать. По ее мнению, не следовало собирать в центре врачей из московских поликлиник. Услуги референс-центра нужны тем клиникам, где нет рентгенологов, а также клиникам в регионах.
Источник: https://tele-med.aiКак рассказала ИА FederalCity врач-рентгенолог Т., благодаря усилиям многих людей, поднявших проблему социальных и других негативных аспектов реорганизации рентгенологической службы в Москве, размещению на сайтах РОИ и Change.org петиций, в том числе благодаря ИА FederalCity, в настоящий момент перевод всех врачей-рентгенологов из поликлиник приостановлен.
"Кого-то вынудили перейти, кто-то перешел по собственному желанию. У меня есть знакомая, которая перешла в референс-центр, потому что ситуация на ее работе в поликлинике была адская. Она сказала, что она больше так работать не может, и теперь у нее складывается все не то чтобы удачно, но лучше чем то, что было", – заметила Т.
По словам собеседницы ИА FederalCity, она также уволилась со своей работы в поликлинике, потому что условия работы там стали невыносимыми.
"Я не могу сказать, что на меня оказывалось давление, но, тем не менее, главврач много раз звонила, говорила настоятельно, чтобы я не отказывалась переходить в референс-центр. Из-за моего нежелания идти в референс-центр требования ко мне стали значительно жестче, мне было очень тяжело скажем так. Начались проблемы со здоровьем. На этом фоне на нервной почве я перенесла небольшой инфаркт", – сообщила Т.
Врач рассказала, что благодаря знакомым коллегам она теперь трудится в стационарной клинике, где ей работать "значительно комфортнее, спокойнее". Кроме того, стационары пока не трогают, их реформа рентгенологической службы пока не затронула.
Т. как врач-рентгенолог сохранила все положенные врачам данной специальности льготы ("профвредность"): длительный отпуск, ранний выход на пенсию и др., тогда как в поликлиниках врачи-рентгенологи этих льгот уже лишены.
Врач-рентгенолог за работой в референс-центре. Источник: https://tele-med.aiПрокомментировать рассказ врачей-рентгенологов ИА FederalCity попросило автора петиции "Против офисной медицины и дистанционных рентген-исследований!" врача Валентина Федькина.
"Процесс перестройки в рентгенологической службе Москвы начинался тихо и незаметно ещё до пандемии.
21 ноября 2019 года вышло Постановление Правительства Москвы №1543-ПП "О проведении эксперимента по использованию инновационных технологий…" (искусственного интеллекта, далее – ИИ), по которому предусматривалось выделение больших бюджетных средств на оплату в виде грантов работы компаний-разработчиков ИИ, который в перспективе должен был заменить врача-рентгенолога в его основной функции – описании всех видов рентген-исследований.
Во исполнение Постановления Правительства Москвы, 19 февраля 2020 года Департамент здравоохранения Москвы издал приказ №142 "Об утверждении порядка и условий эксперимента по использованию инновационных технологий…" (ИИ). В этом приказе установлены даты эксперимента – с 24.01 по 31.12.2020, а также отмечено, что проводится он на территории г. Москвы.
Потом издавались несколько приказов, дополняющих приказ №142, увеличивалось финансирование эксперимента, и наконец 13 октября 2020 года вышел приказ №1199 Департамента здравоохранения, который признал утратившими силу все предыдущие приказы, подтвердил прежние даты эксперимента – с 24 января по 31 декабря 2020 года, – и изменил порядок проведения эксперимента (добавлен параметр "КТ при COVID" для оценки работы ИИ и др.). К сожалению, ни в одном из этих приказов даже не упомянута необходимость оплаты труда врачей-рентгенологов, корректирующих работу ИИ и фактически обучающих его. Вместо этого главным врачам поликлиник и стационаров регулярно рассылались письма за подписью С.П.Морозова [Главный внештатный специалист по лучевой и инструментальной диагностике, директор ГБУЗ "Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ", д.м.н.] с просьбой "отдать распоряжение врачам-рентгенологам просмотреть видеоматериалы и заполнить форму обратной связи" – фактически это значит "отсмотреть работу ИИ, внести корректировки и отослать в референс-центр результат". И всё это бесплатно и в рабочее время, помимо своих основных обязанностей.
Параллельно с этой безусловно полезной деятельностью по изучению ИИ в медицине развивался процесс расширения влияния С.П.Морозова и руководимого им референс-центра на всю рентген-службу Москвы.
1 апреля 2020 года, в разгар первой волны коронавируса, вышел приказ №323 "О создании дистанционного референс-центра по лучевой диагностике". Странно, что этот приказ ссылается на приказ №198н МинЗдрава от 19.03.2020, в котором говорится только о временном (до 1 января 2021 года) порядке взаимодействия федеральных и региональных консультативных центров анестезиологии-реаниматологии для взрослых, детей и беременных женщин по вопросам лечения коронавируса. О референс-центре по лучевой диагностике в нём ничего не сказано – даже в редакции от 23 октября 2020 года.
Но весной 2020 года дефицит медработников всех специальностей проявил себя особенно сильно, поэтому идея дистанционного труда врачей-рентгенологов оказалась востребована: для врача это безопасно в плане заражения инфекцией, а качество его работы (на коротком промежутке времени) не сильно страдает, так как речь шла фактически только об одном заболевании – новой коронавирусной инфекции", - отметил Валентин Федькин.
Собеседование с врачами-рентгенологами в референс-центре лучевой диагностики. Фото: Instagram / Радиология Москвы
"К июню волна вируса ослабела, медицина Москвы стала возвращаться в обычный ритм работы, в открывшиеся поликлиники и больницы начали "возвращаться" пациенты с "обычными" заболеваниями. Казалось бы, нужно вернуться от временного дистанционного порядка работы, обусловленного пандемией, к обычному рутинному обследованию и лечению больных.
И вдруг, как гром среди ясного неба, в 12 городских поликлиник Москвы пришло извещение, что 8 июля в здании референс-центра на Петровке,24 состоится общее собрание врачей-рентгенологов, рентгенолаборантов с представителями референс-центра по вопросу перевода врачей в референс-центр на новую работу с 1 августа 2020 года. Без предупреждения, без выяснения мнения самих врачей, с нарушением всех действующих на тот момент приказов Министерства Здравоохранения РФ о службе лучевой диагностики. Подробнее об этом можно прочитать в петиции. Конечно же, многих медработников такая перспектива не вдохновила, они открыто отказывались менять место работы. Тем более, что никто не смог предъявить врачам какой-либо документ, на основании которого затеяно всё это движение и переезд. Такого документа не существует до сих пор. Нет приказа Департамента здравоохранения г. Москвы о реорганизации службы лучевой диагностики: с переводом всех врачей из городских поликлиник в референс-центр; с передачей функции описания исследований полностью из поликлиник в референс-центр; с соответствующим изменением должностных обязанностей врачей и рентгенолаборантов", - считает Федькин.
В референс-центре. Источник: mos.ru
"В настоящий момент реформа службы лучевой диагностики Москвы "по бумагам" выглядит как почти одновременная просьба очень многих рядовых врачей о переводе на новое место работы, где их ждут: увеличенный рабочий день и уменьшенный отпуск из-за отмены вредности; составленный с ошибками трудовой договор; постоянно возрастающий норматив количества описаний, от которого прямо и сильно зависит зарплата; долгая дорога до работы (по сравнению с поликлиникой "в своём районе") и многое другое.
Внимательный читатель спросит, а причем же здесь ИИ? А при том, что руководство референс-центра и Департамента здравоохранения Москвы захотели решить свои научные вопросы и организационные проблемы оказания медицинской помощи населению за счёт рядовых медработников, а в конечном итоге и за счёт того же населения. Промежуточные результаты неоконченных испытаний искусственного интеллекта, иногда очень хорошие и обнадеживающие, но полученные в очень специфических условиях пандемии, были смело перенесены и экстраполированы на всю рентген-диагностику многомиллионного города. Как следствие появилось и разрослось мнение, что всю службу лучевой диагностики нужно организовать так, как она была организована во время первой волны вируса, а именно: концентрация всех врачей в одном-двух зданиях с высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием и программным обеспечением; переложение всей технической части работы на средний медперсонал с отсутствием оперативного контроля со стороны врача (ввиду отсутствия самого врача); круглосуточная работа сменами; большая нагрузка на каждого врача с неясной перспективой помощи со стороны ИИ; концентрация управления всей работой на личности, в данном случае, С.П.Морозова с постепенным формированием монополии референс-центра "на рынке" лучевой диагностики Москвы.
Трудности работы врачей в референс-центре в настоящее время, описанные уважаемыми коллегами, являются прекрасной иллюстрацией преобразований рентгенологической службы в Москве и ее социальных аспектов", - отметил в заключение Валентин Федькин.Рассказ врачей-рентгенологов о работе референс-центра прокомментировал директор Центра лучевой диагностики Сергей Морозов:
"– Постоянные рабочие места есть у врачей, работающих на основных ставках. Остальные занимают рабочие места по доступности. Это очень комфортабельные столы с мощными рабочими станциями.
– Техподдержка состоит из трех уровней, запросы по электронной почте или через чат, работает круглосуточно, быстро решает возможные проблемы. В поликлиниках и стационарах техподдержки такого уровня нет.
– Отправить письмо на электронную почту – это стандартный регламент, с бюрократией не имеет ничего общего.
– "Постоянно виснет" – это неправда. Обеспечена 99,99% работоспособность ЕРИС [Единый радиологический информационный сервис] и ЕМИАС. В поликлиниках врачи-рентгенологи не имеют полного доступа к ЕМИАС.
– Контакт с лаборантами обеспечен с помощью бесплатного номера «8-800». По нему отвечают дежурные врачи.
– Все выплаты сохранены на уровне оплаты в поликлиниках. Некоторые врачи за счёт объёма получили выплаты в 1,5 раза выше средних. Зарплаты обеспечены высокие.
– За 2,5 месяца работы уже 120 тысяч дистанционных описаний. Планируется расширение списка пилотных поликлиник, ряд главврачей сами просят перевести рентгенологов в МРЦ.
– Недовольства по описаниям от поликлиник не поступало".