11 ноября 1918 года США, Великобритания и Франция повергли Германию и ее союзников – но Петроград не вошел в число триумфаторов. О поражении накануне решающего перелома – в материале ИА FederalCity.
28 июля 1914 года на Балканах – настоящей пороховой бочке Европы – начался конфликт, быстро переросший в войну, названную позже Первой Мировой. Она перекроила карты мира, уничтожила четыре великие империи (Российская, Германская, Австро-Венгерская, Османская) и унесла жизни 19 миллионов людей.
Россия вступила в сражение 1 августа 1914 года – после того, как Германия объявила нам войну. Самая большая империя в мире воевала на стороне Антанты (Россия, Великобритания, Франция), противостояли ей силы Центральных держав (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария). Позже к мировой бойне присоединились и другие страны – США, Австралия, Италия, Румыния и ряд других государств.
Участие России в Первой мировой войне целый ряд историков считают ошибкой, которая стоила стране слишком дорого.
"Сейчас принято утверждать, что Санкт-Петербургу стоило не ввязываться в Первую мировую, соблюдая нейтралитет. Это действительно смогло бы уберечь империя от гибели и сделать Россию главным бенефициаром войны. Однако не стоит забывать, что Россия, скованная по рукам и ногам союзными договорами с странами Антанты, а вдобавок имеющее в обществе отчетливые симпатии к Сербии и устойчивые антигерманские настроения, просто не могла поступить иначе", - говорит историк Константин Мензелинцев.
Мобилизация армии Российской империи, сентябрь 1914 года. Источник: regnum.ru.
Как бы то ни было, Россия приняла вызов. Согласно плану Шлиффена, Германия намеревалась молниеносно разбить Францию и затем всей силой обрушиться на не успевшую завершить мобилизацию Россию.
Поначалу намерения Берлина были близки к реализации, однако благодаря вторжению в Восточную Пруссию двух русских корпусов, французы устояли. Блицкрига не вышло, война перешла в затяжную фазу.
К концу первого года войны Россия уступила Германии небольшую часть Польши, при этом заняла Галицию, Буковину, Прикарпатье, ранее принадлежавшие Австро-Венгрии.
Однако кампания 1915 года оказалась для Российской империи неудачной – была потеряна Курляндия, Польша, части Западной Белоруссии и Западной Украины.
Тем не менее, в следующем году Россия взяла реванш, полностью разгромив Австро-Венгрию после знаменитого Брусиловского прорыва. Противник потерял значительные территории, а также около полутора миллионов убитыми и взятыми в плен. Вена была выбита из войны и уже не оправилась после удара.
Колонна пленных австрийцев, взятых в плен во время Брусиловского прорыва. Источник: livejournal.com/skif_tag.
К февралю 1917 года армия Российской империи насчитывала около девяти миллионов штыков и сабель – вдвое больше, чем до войны. Промышленность страны перешла на военные рельсы и полностью удовлетворяла потребности фронта в оружии, технике, продовольствии, медикаментах и боеприпасах. Были достроены и активно работали Транссибирская магистраль "Москва-Владивосток" и железная дорога "Петроград-Мурманск".
Линия фронта с Германией была стабилизована, на юго-западе русские войска готовились к броску в глубь Австрии. На Кавказском фронте генерал Юденич взял побережье Турции вплоть до Трапезунда, кавалеристы генерала Баратова ворвались в Персию и двигались к Евфрату. В российской Ставке заговорили о возвращении Константинополя и контроле над Проливами.
"К весне 1917 года ситуация на фронтах явно благоприятствовала России. Германия в войне на два фронта явно выдыхалась, Австро-Венгрия была разбита, русские казаки были в трех конных переходах от Стамбула. Есть все основания полагать, что к концу 17-го Антанта одержала бы победу, причем роль Российской империи была бы решающей", - полагает историк Мензелинцев.
Февральская революция 1917 года. Источник фото: fb.ru.
"Союзники", и в первую очередь Великобритания, такого, конечно, допускать не собирались. Усиление России после победы никак не устраивало англосаксов, ведь вся комбинация строилась на взаимном уничтожении двух главных соперников Лондона – Берлина и Петербурга.
Сложилась парадоксальная ситуация, когда две воюющие страны – Британия и Германия – объединили усилия спецслужб для ослабления России. Эти "труды" не пропали даром – в результате Февральской революции 1917 года пала династия Романовых, усилились левые партии, в первую очередь "большевики", армия разлагалась, на оборонных заводах начались стачки, а крестьянство принялось делить помещичью землю.
После прихода к власти РСДРП(б) в октябре 1917-го Советская Россия вышла из войны, заключив с Германией Брестский мир, по которому ей были переданы Украина, Белоруссия и большая часть Прибалтики.
Подписание Компьенского перемирия, 11 ноября 1918 года. Источник: diletant.media.
Но это в итоге не спасло Германскую империю. Союзники один за другим покидали ее, октябрьское наступление войск Антанты на Западном фронте стремительно развивалось. 9 ноября монархия в Германии была низложена, и 11 ноября 1918 года уже республиканская делегация подписала во французском Компьене перемирие, ставшее, по сути, капитуляцией Германии в Первой Мировой войне.
Великобритания, Франция и присоединившиеся в последний момент к Антанте США продиктовали Берлину унизительные условия мира. Германия освобождала все захваченные территории, Франция получала Эльзас и Лотарингию, Берлин отдавал правый берег Рейна оккупационным войскам, страна полностью демилитаризировалась, обязывалась выплатить победителям чудовищные репарации – 270 миллиардов золотых марок (100 тысяч тонн чистого золота).
Вот только России среди победителей не было – Советская Россия была исключена из их числа. История не знает сослагательного наклонения, но если бы Российскую империю не уничтожили, причем при активной внешней поддержке, то власть Петербурга установилась не только над Балканами, Константинополем, Босфором и Дарданеллами. В протекторат России по итогам Первой мировой вошли бы Персия и Месопотамия.
И это была бы совсем другая история.
Изменения на карте Европы после Первой мировой войны. Источник: vremenynet.ru.