Чекины (от check in – зарегистрироваться) вводятся для того, чтобы в случае выявления заболевших среди гостей заведения всех остальных можно было известить об этом по телефону.
ИА FederalCity попросило экспертов прокомментировать введение системы чекинов в Москве.
Михаил Делягин:
"Я не против того, чтобы вводить чекины в клубах, потому что люди, которые ходят ночные клубы, с моей точки зрения вообще представляет определенную опасность для окружающих и без коронабесия. И понятно, что если вы где-то оказались с тем, кто заболел, вы находитесь в зоне риска, и вам об это полезно знать самому. При этом ограничений на передвижение не вводится, и это очень мягкая, гуманная система. Если честно, я пока не вижу проблемы. Если система чекинов начнет вводиться в какой-то жесткой форме, как у нас [в Москве] это было с QR-кодами или как это было с QR-кодами в Казани, где реально людей контролировали на улицах, и не эпизодически, как в Москве, а тотально, то это, конечно, недопустимо. Но учитывая истерию, в которую погрузило государство наше общество и вслед за обществом погрузилось само, то это не самое скверное, что власти могут устроить".
Отвечая на вопрос, не является ли введение чекинов своеобразной репетицией введения тотального контроля, Михаил Делягин сказал, что уже существующая в городе и в том числе на общественном транспорте система видеокамер и идентификации по видео имеет гораздо более всеохватывающий характер. И чекины на этом фоне вещь хоть и пугающая, но разумная, потому что позволяет предпринять человеку меры профилактика от заболевания, тогда QR-коды, которые уже вводились весной, действительно, "полный бред".
Ярослав Игнатовский:
"Введенная система чекинов является последовательным шагом всеобщей цифровизации столицы. Однако, в условиях российской действительности весь этот процесс осуществляется таким образом, что приводит к тому, что люди, фактически, оказываются под колпаком.
Это грозит тем, что столичная мэрия рискует превратиться в спецслужбу, следящую за передвижениями москвичей и собирающую всевозможные данные о них. Да и кроме того, получение такого огромного объема личной информации – большой бизнес. И главная опасность здесь заключается в том, что власти Москвы не могут гарантировать, что эти данные не окажутся рано или поздно на подпольном рынке и не будут проданы".
Михаил Синельников-Оришак:
"Логика чекинов, видимо, такова: если был какой-либо зараженный, с помощью системы чекинов можно будет установить источник заражения. Так вот нельзя, потому что поймать ту точку, которая стала для проникновения вируса фатальной, невозможно. Её можно только предположить".
Политолог назвал системы чекинов бессмысленной, потому что она не предупреждает заражение. Подобные меры нужны были раньше в начале распространения инфекции, считает Синельников-Оришак.
Он предполагает, что давно существуют различные практики по контролю за обществом, но просто так общество их не приемлет, поэтому такой контроль надо обосновать, аргументировать:
"После массированной кампании по нагнетанию всеобщего психоза можно проверять все что угодно. И система чекинов – это просто проверка новых практик: что работает, что не работает, что стоит принять, насколько далеко общество может пойти, насколько класс управленцев может далеко зайти, есть ли какие-то границы или в принципе сейчас – стоит лишь общество хорошо напугать – и оно примет все что угодно".
Политолог не исключил и другие моменты, мотивирующие введение системы чекинов:
"На "святое дело" борьбы с коронавирусом выделяются бюджеты. Хотя нужно еще сделать оговорку, что борьба с COVID-19 – это борьба с естественной смертностью популяции. Любой график любой страны по структуре смертности за любой период говорит об этом. Но из-за психоза на эту бессмысленную и беспощадную борьбу денег "мы не пожалеем", а все, кто занимается этой "святой борьбой", будут иметь свой гешефт и неплохо заработают на этом. Кому – война, кому – мать родна. А потом еще будет очередной период наград от грамот до орденов".
Кроме того, по мнению политолога, власти хотят выглядеть продвинутыми, и хотя в технологической сфере мало кто из управленцев что-то понимает, им нравится чувствовать себя "передовыми старичками", используя новейшие технологии. И если раньше все говорили о нанотехнологиях, то теперь в моде новые игрушки – нейросети и тому подобное, что для обоснования мотивировки будущих награждений также может быть использовано, отметил Михаил Синельников-Оришак.