Чем закончился 2020 год для Петербурга: Топ-5 главных ошибок Смольного

Чем закончился 2020 год для Петербурга: Топ-5 главных ошибок Смольного
  Здание Смольного, Санкт-Петербург. Источник:.gov.spb.ru.

Для всей России 2020 год стал большим испытанием. Эпидемия коронавируса, а также нестабильная экономическая ситуация в мире подорвали благополучие многих регионов. Петербург не стал исключением. 

В этом году город стал лидером по смертности от COVID-19. Кроме того, именно в Петербурге предприниматели устроили «новогодний бунт», прогремевший на всю страну. Мы разобрались, что же еще плохого случилось в нашем городе и кто в этом виноват. 

COVID-кризис  

Согласно данным федерального штаба по борьбе с коронавирусом, опубликованным 30 декабря, за сутки в Санкт-Петербурге выявлено было 3764 новых случая заражения COVID-19. Одновременно с этим в городе зафиксировано 78 смертей. Это самый высокий показатель смертности по всем регионам России, который практически не меняется с середины декабря. В среднем каждый день умирает 70 человек. В целом условная летальность от коронавируса в городе находится на уровне 3,19%, сообщает «Деловой Петербург». На фоне выявления огромного количества заболевших Северная столица испытывает серьезные проблемы со свободным коечным фондом. На данный момент в свободно 9,3% фонда. И то потому, что в экстренном порядке его удалось немного расширить. Две недели назад в городе было свободно около 4%. Насколько времени хватит сформированного запаса неизвестно, так как еженедельный прирост заболевших по отношению к фонду составляет около 1,4%, сообщало ранее новостное агентство «РБК».

Высокие показатели заболеваемости и смертности на фоне исчерпывающегося ресурса коечного фонда, который пытаются расширить всеми имеющимися средствами, -  маркер критического состояния сферы здравоохранения Петербурга. Тяжелая эпидситуация стала причиной подписания Бегловым 2 декабря постановления о введении новых ограничений и введения локдауна в праздничные дни, что испортило петербуржцам атмосферу новогоднего праздника. Отметим, локдаун начал действовать с 30 декабря и продолжится до 10 января. Петербуржцы не смогут праздновать в кафе, барах, ресторанах (общепит работает на доставку и в формате «зимних кафе») и не смогут посещать театры, музеи, а также выставки и концерты.

        Мемориал памяти медиков Петербурга, погибших от коронавируса. Фото: gov.spb.ru.

Согласно данным СМИ, коллапс в медицине - следствие отсроченного действия неверно принятых решений на раннем этапе борьбы с коронавирусом в Петербурге. Напомним, в марте-апреле 2020 года, власти города промедлили с подготовкой сферы здравоохранения к COVID-пандемии. Реорганизация работы подразделений скорой помощи и введение новых правил приема больных проходила с большой задержкой, что провоцировало очереди из машин скорой помощи. В дополнение к этому медиков не обеспечивали в достаточном количестве средствами индивидуальной защиты. Из-за этого около 2000 медработников заболели коронавирусом – 18 медиков умерло. Больницы переделывали под «коронавирусные стационары» с большим опозданием. Весенний коллапс системы здравоохранения анализировался в рамках прокурорской проверки. Вина властей в затягивании подготовки больницы была официально установлена прокуратурой Петербурга. 

В дополнение к этому на ухудшение ситуации с коронавирусом повлияли непоследовательность Бегловым в утверждении и отмены запретов на проведение массовых мероприятий и отсутствие жесткого контроля за исполнением решений Смольного. Например, в начале июне на фоне переполненных COVID-больными больниц и тяжелой эпидобстановки, когда необходим был локдаун, Беглов наоборот анонсировал поэтапное снятие ограничений. 24 июня Смольный и вовсе одобрил проведение Парада Победы, в котором участвовало 5000 военных и 700 гостей, а среди зрителей были престарелые ветераны. В декабре по недосмотру властей города в Ледовом дворце прошел концерт «Басты», где тысячи зрителей отдыхали без средств индивидуальной защиты. 

Крупный бизнес не хочет в Петербург 

Петербург показал значительное снижение экономических показателей и инвестиционной привлекательности в 2020 году. Согласно данным агентства «АСИ», публикующего «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ», базирующийся на оценке работы властей субъектов и опросов бизнеса, Санкт-Петербург в этом году занял только 4 место в рейтинге. Крупный портовый город с развитой научной базой и производствами обогнали даже Тульская область и Татарстан. В итоге 2020-й стал уже седьмым годом подряд, когда Северная столица не входит в топ-3 лучших регионов РФ по инвестсоставляющей, несмотря на свои ресурсы.

       Вебинар Госстройнадзора Санкт-Петербурга. Фото:gov.spb.ru.

Помимо этого на протяжении последних трех фиксируется снижение заинтересованности инвесторов в Петербурге. Крупный бизнес не хочет реализовывать в городе свои проекты. В 2020-м году всего 2 инвестора получили статус стратегического партнера. Хотя еще три года назад количество стратегических инвестпроектов в Петербурге равнялось 10. 

Причина снижения инвестиционной привлекательности города – неблагоприятные условия для ведения бизнеса, создаваемые Смольным, в виду низкой скорости согласований, сложности процедур и бюрократизированности всей системы. Также сказывается низкая договороспособность властей. Проблемой для крупных инвесторов является сложность в получении земельных участков. За три прошедших года количество постановлений о предоставлении земельных участков сократилось с 71 до 42 в этом году. 

По информации источников из администрации Петербурга, с конца 2019-го и до конца 2020-го в Смольном находилось не менее 30 проектов, касающихся реализации крупных инвестпроектов, развития территорий и улучшения инвестиционного климата. В их число входило: привлечение к работе спецоператора по подготовке инвестпроектов для развития экономики Петербурга и реализации проектов в сфере недвижимости, развитие территории «Горская», создание Сестрорецкого намыва, модернизация вестибюлей метро и создание транспортно пересадочных узлов по концепции «сухие ноги», предложения по развитию ОЭЗ Петербурга и другие. Однако из 30 ни один не был запущен в работу. По многим предложениям Смольный ответил отказом. В итоге только за последний год город не получил или не сэкономил около 244 миллиардов рублей. Однако по оценкам специалистов в области инвестиций, сумму можно смело умножить на два. 

Зафиксировано падение инвестиций в основной капитал города из-за снижения неналоговых доходов бюджета от использования городской недвижимости. С учетом негативного влияния COVID-пандемии, в 2020-м ожидается падение инвестиций до 647 миллиардов рублей. Для сравнения – в 2018 году это показатель равнялся 852 миллиарда. 

Негативные экономические тенденции Петербурга также отражены в аналитических выкладках «РИА Рейтинг». По данным информационного агентства, Северная столица занимается 60 место по динамике промышленного производства, 61 место по росту розничной торговли, 74 место по динамике потребительского спроса в январе-июле 2020-го, 4 место по уровню безработицы за период с января по октябрь 2020-го.

Малый бизнес на пороге уничтожения

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) Санкт-Петербурга в период COVID-пандемии оказались на пороге уничтожения как структурная часть экономики города. По данным председателя Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Елены Церетели, около 6% субъектов МСП не пережило пандемию и закрылось лишь в первую волну. Это около 20 000 малый предприятий, сообщал телеканал «Санкт-Петербург». Сейчас ситуация несколько хуже.  На конец 2019 года в Петербурге было 360-380 тысяч юрлиц и ИП, а на конец декабря 2020 года их число сократилось до 330-340 тысяч. 

Отметим, что оставшиеся в строю предприятия также переживают тяжелый кризис из-за отсутствия доходов, невозможности выплачивать зарплаты работникам, платить арендные платежи. И в перспективе они также могут закрыться. 

Причина критического состояния сферы МСП заключается в отсутствии адекватной финансовой поддержки со стороны властей Петербурга при одновременном введении жестких и необдуманных ограничений в связи с тяжелой эпидситуацией из-за коронавируса, в которой сам Смольный и виноват. Решения Беглова сегодня остро критикуются со стороны бизнес-сообщества.

         Форум с участием губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Фото:gov.spb.ru.

В качестве примера можно привести ситуацию с подписанием Александром Бегловым постановления о введении новых COVID-ограничений 2 декабря, фактически установившим «новогодний локдаун». «Росчерком пера» губернатор ограничил работу ресторанов, кафе и баров в вечернее время предновогоднего периода и запретил работу в первые дни январских новогодних праздников. Это решение лишило сферу общепита дохода в один из двух годовых прибыльных сезонов, за счет которого в последующие месяцы предприятия могли обеспечивать свое существование и поставило на грань уничтожения. Следствием стал «барный бунт», в рамках которого владельцы вечерних и ночных ресторанов, кафе отказались исполнять предписанные ограничения и даже создали «Карту сопротивления». Однако бунт был погашен, а «Карта» закрыта устроенным Смольный рейдом силовиков по барам вместо помощи и для наказания тех, кто не выполняет распоряжения. Немного сгладить конфликт удалось после диалога ресторатора Арама Мнацаканова с губернатором, где главу города попросили смягчить ограничения. На это Беглов дал согласие, что привело к изменению режима работы заведений общепита в новогодние праздники и разрешению на торговлю в формате «зимних кафе». 

Однако эта полумера проблему в итоге это не решила – у малого бизнеса как не было денег, так и не появилось. Как не было возможности работать в новогодние праздники нормально, так и не появилось, так как обустройство «зимних веранд» требует вложения денег, которые есть лишь у крупных представителей барного бизнеса. Сопротивление в целом это также не остановило.  В итоге Владелец бара The Right Place Роман Степанов начал новую веху борьбы со Смольным, обнародовав петицию в адрес федеральных властей с просьбой оказать помощь, так как «меры поддержки» петербургской администрации недостаточными и в лучшем случае характеризуются как «плевок в лицо».

К слову о поддержке. Ее действительно не хватает. По данным «Фонтанки» власти Петербурга за период пандемии выделили субъектам МСП всего 2 миллиарда рублей. Такой объем помощи не способствует выживанию бизнеса.  В виду этого совсем неудивительно, что издание «Новые Известия» в 2020 году поставило Петербург на 1-ое место в антирейтинге по поддержке МСП, охарактеризовав администрацию города самой скупой на поддержку малого бизнеса. В Санкт-Петербурге расходы бюджета на поддержку одного субъекта МСП являются наименьшими среди всех субъектов РФ и составляют всего 1,189 рублей. Для сравнения в Чукотском автономном округе на один субъект МСП приходится 62910 рублей. При доходе бюджета примерно в 675 млрд рублей, на сектор МСП Петербург тратит всего 0,05%.

В качестве некого подитога провалов Смольного по работе в сфере бизнеса и его поддержки, отметим: на 1 января 2021 года госдолг Санкт-Петербурга, из-за неполученных доходов в виде налогов и иных поступлений, составит 15% от собственных доходов. И этот долг еще нужно обслуживать, но за счет чего?  Медленно, но верно город идет к тому, чтобы при Беглове стать дотационным регионом, как Дагестан.

Провал в жилищной сфере 

Администрация Петербурга так и не смогла структурно подойти к решению проблемы с обеспечением малоимущих петербуржцев и лиц, чья жилая площадь не соответствует нормативам, новым жильем по соцпрограммам. 

Согласно статистическим данным «Росстата», Петербург находится на первом месте в России по количеству семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и улучшении жилищных условий. Однако очередь для отдельных категорий граждан сокращается крайне низкими темпами. В некоторых районах Петербурга ожидание в получении квартир составляет 20-25 лет. Фактически жители не могут получить положенную по закону помощь. С критикой реализации жилищной политики неоднократно выступал депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский, отмечая как длительные сроки выдачи квартир, так и неуместное сокращение финансирования жилищных программ,   в том числе для молодежи.

Причина провала в жилищной сфере – отсутствие контроля поступающих средств и их распределения, низкий процент выполнение плана по покупке жилья, а также неэффективность работы операторов программ.

       Недостроенный жилой комплекс "Живи! В Курортном". Фото:gov.spb.ru.

Например, в начале 2020 года планировалось приобрести 2 000 квартир за 8,42 млрд рублей. Но к ноябрю город потратил только 250 миллионов и купил 54 квартиры, исполнив план закупок всего на 3%. В Санкт-Петербурге не функционирует должным образом программа расселения коммунальных квартир, не в последнюю очередь из-за снижения ее финансирования Смольным. В 2020-м на расселение было выделено всего 900 миллионов, хотя в прошлые годы выделялось не менее 3 млрд рублей. Среди операторов, реализующих жилищные программы, низкой эффективностью отличается СПб ГБУ «Горжилобмен». По оценке Контрольно-счетной палаты, оператор потерял 780 млн рублей за 2017-2019 годы, при текущих темпах на расселение всех коммунальных квартир потребуется более 15 лет.

Программа реновации Санкт-Петербурга, которая реализуется уже 12 лет, сопряженная со сносом хрущевок и строительством новых домов, практически простаивает. За прошедшие годы в городе было построено всего 32 дома или 6,5% от запланированной площади. По факту Петербург получил 450 000 кв. метров нового жилья из 7,1 млн кв. метров запланированных.  

Провал мусорной реформы 

За 2020-й год администрация Беглова так и не подготовила город к «мусорной реформе» и в целом не смогла самостоятельно решить проблему с отходами, хотя это было одним из главных предвыборных обещаний губернатора. В рамках пиар-кампании Беглов даже посещал свалки, выказывая готовность жестко решить проблему. А что на деле?

Несмотря на данную отсрочку субъекту, как городу федерального значения, Смольный не реализовал ни один компонент по переходу к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). На конец 2020-го у Петербурга рабочей системы раздельного сбора отходов,  утвержденного плана развития мусорной сферы, разработанной региональной программы, рабочей территориальной схемы и функционирующего регоператора по обращению с ТКО. Тот регоператор, который был выбран еще в 2018 году на 2021 год фактически останавливает полностью деятельность по работе с отходами. В городе отсутствует инфраструктура по переработке мусора. 

Причина провала реформы – безынициативность губернатора Беглова, не проявившего по факту политическую волю и желание решить проблему с оглядкой на федеральный центр, либо на структуру или политика, предлагающего готовое решение. К слову, в федеральном правительстве такая пассивность губернатора никого не устраивает. 

         Вывоз мусора с берегов Финского залива. Фото:gov.spb.ru.

Отказ проявить самостоятельность имел серьезное последствие. Осенью 2020 года произошел переход мусорного сектора Петербурга, емкость которого оценивается более, чем в 13 миллиардов рублей, под контроль губернатора Ленобласти Александра Дрозденко. Глава Ленобласти проявил большую инициативу и продавил через федеральный центр свое видение решение проблемы с ТКО в Петербурге. На деле это выразилось в подписании соглашения об объединении мусорных потоков двух субъектов и создании Единого регоператора. Как сообщало издание 47News, 26 декабря Дрозденко подписал распоряжение об участии Ленобласти в АО «Невский экологический оператор» (НЭО). В состав компании войдут еще три дольщика: правительство Петербурга, ООО «Интер РАО - Центр управления закупками» и ООО «ВТБ-инфраструктурный холдинг». По предположительным данным, именно НЭО может стать регоператором в Петербурге. Фактически это означает, что: инвестиционные средства из бюджета города на развитие мусороперерабатывающей инфраструктуры отходят Ленобласти и Дрозденко за счет города будет строить свои заводы, Ленобласть будет контролировать все мусорные потоки, также область вместо города будет устанавливать тарифы на вывоз отходов (повышение цены в квитанции ЖКХ) и определять технологию работы с мусором (влияет на повышение стоимости обработки ТКО и квитанцию ЖКХ).

Предвестники отставки 

Для властей Санкт-Петербурга 2020-й год с COVID-пандемией стал своеобразным стресс-тестом и проверкой на способность принимать грамотные решения в критической ситуации. На данный момент можно считать, что администрация города тест не прошла. Смольный и Беглов показали неготовность действовать взвешенно и продуманно, о чем объективно свидетельствуют аналитические данные крупных рейтинговых центров и информационных агентств. Сегодня в городе практически все важные сферы находятся в кризисном состоянии – бизнес, медицина, социальное обеспечение. 

Следующий 2021 год станет не менее серьезным испытанием. В первую очередь из-за необходимости преодолевать экономические и социальные последствия принятых решений, а также никуда не ушедшие проблемы COVID-пандемии. По средневзвешенному мнению экономистов, политологов и социологов, экономические проблемы будут серьёзно диктовать повестку дня, и это будет достаточно сильно отражаться на политической сфере. Неспособность проявить самостоятельность Бегловым и отпуск ситуации на самотек по аналогии с 2020 годом – предвестники отставки. Неудачи губернатора потенциально способны спровоцировать федеральный центр, верховный состав «Единой России» пересмотреть свое отношение к Беглову и продлению его полномочий на следующий срок. Вместо него вполне могут поставить более эффективного и инициативного управленца. 

Это сценарий более, чем реален в контексте переформатирования базисных установок «Единой России» по реализации своей политики. В последние три года, на фоне падения электоральных рейтингов, партия взяла курс на серьезное тактическое, смысловое и политическое обновление. Основной политический курс партии – социальная ориентированность и следование принципу «Власть для людей». COVID-кризис этот курс ужесточил. Главным вызовом для «Единой России» для периода 2020-2021 года стала поддержка здравоохранения, соцпотребностей населения, увеличение доходов граждан. Проведение реновации партии отдано одному из самых эффективных управленцев с существенным губернаторским опытом – Александру Турчаку, который на сегодняшний день является первым зампредседателя Совфеда РФ и секретарем Генсовета «Единой России». У Турчака жесткий курс, в приоритете развитие партии и привлечение на управляющей посты эффективных политиков. В виду этого он готов расставаться с чиновниками и политиками, чья работа не отвечает основному курсу партии и вредит ее репутации. На сегодняшний день результаты работы Беглова не отвечают курсу партии. 

Подводя итоги 2020-го эксперты заявляют, что в следующем году властям Петербурга важно научиться вести диалог с представителями МСП. Не в последнюю очередь потому, что малый бизнес занимает значительную сферу экономики города и является генератором для привлечения инноваторов, маркетологов, инженеров и инвесторов. Петербург в этом году вошёл в мировую тридцатку городов, наиболее привлекательных для этого инновационного класса – единственный из городов России. Игнорирование проблем бизнеса равнозначно подогреванию социального протеста бизнесменов. Не менее важно решить и проблемы с коечным фондом, снабжением медучреждений СИЗ. 

        Корпус горбольницы № 33. Источник:.gov.spb.ru.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен