Политтехнологи прогнозируют превращение Путина в «русского аятоллу»

Политтехнологи прогнозируют превращение Путина в «русского аятоллу»
  Фото: www.minchenko.ru

Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» подготовил очередной аналитический доклад о процессах внутри российской политической элиты. 

Авторы доклада оперируют понятием «Политбюро 2.0», с помощью которого описывают расстановку и взаимодействие политических фигур в высшем эшелоне власти.

По мнению политтехнологов, в 2012 году, после возвращения Владимира Путина на пост президента, возникла система сдержек и противовесов, в которой премьер-министр Медведев оказался лишь одним из нескольких значимых игроков, наравне с главами госкомпаний «Роснефть» и «Ростех» Игорем Сечиным и Сергеем Чемезовым, главой Администрации президента Сергеем Ивановым и его первым заместителем Вячеславом Володиным, мэром Москвы Сергеем Собяниным, бизнесменами Геннадием Тимченко и Юрием Ковальчуком.

В дальнейшем после небольшого периода «гонки преемников» события вокруг Украины, присоединение Крыма и ухудшение отношений с Западом способствовали консолидации элиты вокруг фигуры ее безусловного лидера.

Попытка Путина стабилизировать отношения с Западом в формате военной операции в Сирии в 2015 году и возврата к опыту «антитеррористической коалиции» образца 2001 года не привела к быстрому результату, говорится в докладе. А ухудшение экономической ситуации повысило конкуренцию внутри «Политбюро 2.0».

По мнению авторов доклада, Путин в последние годы сделал ставку на новых выдвиженцев, и в перспективе отказ от Политбюро 2.0 с его системой самодостаточных центров силы и замена его на аналог Госплана с гораздо менее амбициозными и самостоятельными молодыми технократами выглядели логичными. Однако создание Госплана 2.0 предполагает наличие новой модели развития страны, но в отсутствие внятной стратегии модель «Политбюро 2.0» с ее системой неформальных кураторов отраслей оказалась более удобной для решения тактических задач и потому сохранилась до настоящего времени.

Сейчас, считают политтехнологи, российская элита находится перед развилкой между мобилизационной моделью и милитаризацией экономики, с одной стороны, и попыткой запуска новой волны модернизации. Поэтому и конкуренция внутри «Политбюро 2.0» разворачивается не вокруг выборов президента 2018 года, в которых победит Владимир Путин.

Алексея Навального авторы доклада считают лишь инструментом для выяснения отношений между членами «Политбюро 2.0», публичные конфликты между которыми табуированы.

В докладе проводится мысль, что начатая в июне 2017 года президентская кампания Путина носит ярко выраженный антиэлитистский характер. Президент в ней выступает на стороне народа против бюрократии. Кроме того, пишут авторы доклада, в российской правящей элите нет запроса на конкурентность во внутренней политике.

В ситуации, когда отсутствует содержательная повестка развития страны, влияние участников «Политбюро 2.0» будет зависеть от наличия у них проекта для страны в целом или хотя бы для себя и своей группы на период следующего срока Путина.

Авторы, проделав анализ политического потенциала каждого из членов так называемого Политбюро 2.0, кандидатов в этот неформальный клуб и нижестоящих по рангу политических фигур, приходят к выводу, что политическая активность крупного бизнеса (государственного и частного, сливающегося с ним) стала в основном не проактивной, а реактивной, крупный частный бизнес, уходящий корнями в 90-е, снижает свое политическое влияние, а инвестиции в партийные политические проекты значительно снизились.

Потенциальными новичками высшего ранга политической элиты авторы доклада называют представителей слоя новой силовой и технократической элиты, которая проходит обкатку в регионах или на уровне глав госкомпаний, заместителей министерств и ведомств. Это молодые губернаторы Дмитрий Кобылкин, Андрей Воробьев, Алексей Дюмин, Дмитрий Миронов, Андрей Никитин. Перспективными федеральными управленцами названы также министры Денис Мантуров и Александр Новак, глава РЖД Олег Белозеров.

В докладе делается прогноз, согласно которому в 2021-2024 годах сложившаяся модель «Политбюро 2.0» сохранится, хотя персональный состав может серьезно обновиться. При этом внутри «Политбюро 2.0»  формируются две коалиции – мобилизационная и модернизационная. В первую входят представители ВПК и силовики, вторую составляют представители либерального блока правительства, частного бизнеса.

По мнению политтехнологов, принятая к реализации программа, вероятнее всего, будет смешанной, а правительство, которое будет сформировано в мае 2018 года после выборов президента, может стать правительством непопулярных реформ, в связи с чем шансы его председателя стать преемником Путина будут невелики.

Наиболее любопытный прогноз авторы доклада делают относительно перспектив лидера государства Владимира Путина:



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен