Подземная база подводных лодок под горой Таврос превращена в музей фортификационных сооружений. Подробности – в материале ИА FederalCity.
Реконструкция была проведена силами специалистов Военно-строительного комплекса Минобороны России. За какие-то два месяца ими проделан большой объем работ - экспозицию музея дополнили современными мультимедиа, установили специальный свет, звук и инсталляции с использованием реальных элементов военного оборудования и техники.
По словам замминстра обороны Тимура Иванова, это был первый этап реконструкции, ко второму военные строители перейдут осенью. В планах доставка настоящей дизельной подводной лодки в подземный канал и превращение ее в часть музейной экспозиции.
Музей фортификационных сооружений в Балаклаве (Объект-825). Фото: sevastopol.gov.ru.
В числе новых компонентов выставки – макет всего "Объекта-825" с обозначением систем жизнеобеспечения базы, механизма входных ворот и карта баз подводного флота СССР образца 1980 года.
После того, как ядерное противостояние СССР и США стало суровой реальностью послевоенного мира, Сталин дал указание Берии, который курировал атомный проект, предусмотреть возможность нанесения ответного удара силами подводного флота даже в условиях прямого ядерного взрыва над объектом.
Музей фортификационных сооружений в Балаклаве (Объект-825). Фото: sevastopol.gov.ru.
В ходе поисков базы, которая смогла бы пережить атомный удар, Берия обратил внимание на Балаклаву. Здесь имелось все необходимое – узкая и глубокая бухта, обеспечивающая скрытность выхода в море, близость Севастополя – главной базы ЧФ, и, следовательно, необходимая инфраструктура, а главное – гора Таврос. Ее мощный скальный массив гарантировал сохранность базы даже при попадании атомного заряда мощностью 100 килотонн.
Музей фортификационных сооружений в Балаклаве (Объект-825). Фото: sevastopol.gov.ru.
Базу, получившую наименование "Объект 825 ГТС", строили восемь лет – с 1953 по 1961 год. За это время было вывезено более 120 000 тонн горной породы, построено 9600 кв.м. помещений, для стоянки и ремонта подводных лодок проектов 613 и 633 был прорыт подземный канал длиной более 600 метров, глубиной до 8 метров и шириной до 22 метров. На территории объекта одновременно могли находиться и ремонтироваться 7 субмарин, имеющих на борту ядерное вооружение.
Грозный и сверхсекретный "Объект 825 ГТС" прекратил существование практически одновременно с великой страной – после развала СССР, в 1993 году база была закрыта, охрана снята.
Музей фортификационных сооружений в Балаклаве (Объект-825). Фото: sevastopol.gov.ru.
"Лихие" 90-е ознаменовали собой безудержное разграбление объекта, оставшегося по сути бесхозным. Все, что представляло малейшую ценность, растаскивалось по домам. Что не удавалось перепродать или приспособить к хозяйству, сдавалось на металлолом. В считанные года некогда огромный слаженный механизм превратился в прибежище бомжей и наркоманов, место бандитских "разборок".
Однако в начале 2000-х было принято решение создать на территории бывшего сверхсекретного объекта военно-морского музейного комплекса "Балаклава". Началась работа по восстановлению былого облика базы, проводилось освещение, заново устанавливались двери, цехам, казематам и штольням возвращался былой вид. 1 июня 2003 года состоялась церемония торжественного открытия подземного музея.
Музей фортификационных сооружений в Балаклаве (Объект-825). Фото: sevastopol.gov.ru.
После марта 2014 года объект получил новый импульс и дополнительное финансирование, открываются новые экспозиции, пополняются музейные фонды.
По мнению экспертов, дальнейшее развитие комплекса послужит дополнительным стимулом повышения рекреационной привлекательности Балаклавы, а соседство круизных яхт с секретным "Объектом 825 ГТС" только добавит колорита древней бухте.
Вход в "Объект-825" со стороны Балаклавской бухты. Источник: muzey-sevastopol.ru.