Введенные в России карантинные ограничения повлияли на многие сферы жизни, и киноиндустрия не стала исключением. Неделю кинотеатры не работали, в дальнейшем доступ в некоторые них будут иметь только обладатели прививочного QR-кода, и это резко сократило их прибыль. Часть из них теперь закрывается, другие готовятся к тяжелым в финансовом смысле временам.
ИА FederalCity собрало информацию о том, как в данный момент выживает российский и, в частности, московский кинопрокат, обычно приносящий около 20% всероссийских кассовых сборов. Можно не сомневаться, что кинобизнес ждут значительные потери.
Долгожданные премьеры иностранных фильмов, запланированные на конец октября – начало ноября этого года, переносятся на более позднее время и все равно не могут собрать полные кинозалы. Так, по данным РБК, кинокомпания «The Walt Disney Company Russia & CIS» передвинула показ исторического фильма «Последняя дуэль» с 28 октября на 18 ноября, а кинокомикса «Вечные» с 4 на 8 ноября. В «доковидные» времена обе кинокартины собрали бы огромное количество зрителей и принесли бы российскому кинобизнесу миллионы.
В кинозалах во время эпидемии почти не осталось зрителей. Фото: pixabay.com
Менее крупные кинодеятели теперь могут и вовсе отказаться от сотрудничества с кинотеатрами из-за локдаунов и переносов показа фильмов на неопределенное время. Так поступили, например, создатели комедии «Семейный бюджет», которая вышла в свет только на цифровых платформах.- Мы не ждем милостей от ковида и не съезжаем куда-то вниз по календарю – наш «Семейный бюджет» выходит на Кинопоиске, ivi и Окко прямо сейчас! – объявил на своей странице в Facebook автор сценария этого фильма Николай Куликов. – Немного жаль, что вы не увидите его на большом экране, жаль, что съемочная группа не сможет выйти ни на красную дорожку, ни на сцену. Но зато, благодаря поразительному единодушию сразу трех крупнейших цифровых площадок, зритель увидит наш фильм именно сейчас – когда это нужнее всего.
Николай Куликов (фото с его личной страницы в ВК)
Другие российские режиссеры, не захотевшие рвать отношения с кинотеатрами, вынуждены надолго откладывать премьеры своих фильмов. Одной из таких картин стала экранизация романа «Мы» Евгения Замятина, снятая Гамлетом Дульяном: она была задумана еще в 2008 году, а ее премьера планировалась в 2020-м, но несколько раз откладывалась, и теперь фильм можно будет посмотреть только через год.
Кадр из фильма "Мы" (Россия, 2022, Режиссер: Гамлет Дульян). Фото: Instagram- У фильма «Мы» появилась дата релиза – 8 сентября 2022 года, - сообщил в Facebook Гамлет Дульян. – Много лет я стучался во все двери с моей концепцией фильма, которую в дальнейшем мы с Александром Талалом усовершенствовали. Это был долгий и трудный путь. Через сложнейшие перипетии и тернии. В 2018 году был снят фильм, в начале 2019 был готов монтаж. И вот, казалось бы, все - время выпускать. Но на долю фильма выпала пандемия. Мы не могли понять, когда объявлять дату. Локдаун, потом ещё локдаун. И вот недавно снова удар по кинотеатрам. И в итоге - 8 сентября. Специалисты просчитали, что это лучшая дата релиза для нашего фильма. Эмоционально мне сложно ждать ещё (это очень жестко), но рационально я понимаю - продюсеры и прокатчик - правы. «МЫ» - это не тот фильм, который хочется «слить». Это большой и амбициозный проект, которому нужно обеспечить должное внимание, и все, кто причастен к этому проекту - делают для этого все возможное.
Кадр из фильма "Мы" (Россия, 2022, Режиссер: Гамлет Дульян). Фото: Instagram
Сложно представить, что чувствует кинорежиссер, чья дебютная работа годами не выходит на экран.
С большими трудностями столкнулась во время карантина киностудия «TvoёКино», выпускающая семейные и короткометражные фильмы и рекламные ролики. Ее создатель и руководитель Олеся Кашицына призналась, что студии с трудом удалось не разориться и не растерять сотрудников.
- Мне удалось разделить свой бизнес на два направления – оффлайн и онлайн, - поделилась Олеся Кашицына способом спасти киностудию от разорения. – Оффлайн – это аренда декораций для съемок. Понятно, что именно оно попало под удар в первую очередь, но его поддержало второе – онлайн. Создание семейных документальных фильмов без съемок на карантине – самое лучшее занятие. Ты листаешь старые альбомы, ностальгируешь, собираешь материалы. А мы из них создаем историю, которая по качеству не уступает документальным фильмам крупных телевизионных компаний. Такие клиенты помогали нам держаться на плаву. А еще блогеры и разные ролики на Ютубе.
Глава студии считает, что в конечном итоге новый формат работы пошел ее предприятию только на пользу.
Олеся Кашицына (фото с ее личной страницы в ВК)- Если бы не локдауны, я бы не прокачалась как продюсер, - призналась Олеся Кашицына. - Ведь я практически без сна с шести утра до ночи работала со своей крайне маленькой командой. Начинала со сценария, засыпала под монтаж и так по кругу. И я бы не прокачалась как режиссер. Я дистанционно управляла более чем сорока монтажерами, обучала их. Это потрясающий опыт. Более того, отрешенность от внешнего мира давала возможность замкнуться в себе и творить.
Сейчас студия «TvoёКино» может похвастаться тысячей с лишним семейных фильмов, клипов и короткометражек, а ее создательница – огромным опытом их создания в крайне непростых условиях.
- Я поняла: чтобы создать бизнес, надо стать ремесленником, чтобы удержать бизнес, нужно каждый день быть начеку, чтобы развивать бизнес, нужно самой развиваться каждый день. Боевая готовность должна быть всегда, - рассказывает Олеся Кашицына. – Так я завела себе финансовую подушку, куда отчисляется процент с каждого моего заработка. А еще нужно развивать разные направления и не зацикливаться на одном. Именно такие бизнесы выживают, и именно такой подход к делу позволяет балансировать и компенсировать убытки.
Однако даже самый оптимистичный настрой режиссеров и готовность по полной выкладываться на работе не может предотвратить убытки в киноиндустрии. Независимый аналитик кинобизнеса и преподаватель бизнес-киноиндустрии в 1ОК и во ВГИКе Сергей Лавров подсчитал, что в октябре этого года российская киноиндустрия понесла огромные убытки и что этого можно было бы избежать, если бы кинотеатры отдавали предпочтение отечественному, а не зарубежному кино.
Кинотеатр. Фото: Pixabay
По подсчетам Сергея Лаврова, с января по октябрь 2021 года на экраны кинотеатров вышло 143 фильма, часть из которых была снята совместно российскими и иностранными режиссерами. Показы этих фильмов собрали 7,9 млрд рублей, в том время как их съемки обошлись в 11,2 млрд рублей. Половину прибыли от показа – 3,9 млрд рублей – получили кинотеатры, и таким образом всего к ноябрю 2021 года российский кинобизнес потерял 7,2 млрд рублей.
Самыми кассовыми российскими фильмами, вышедшими в свет в октябре стали «Дракулов», собравший 47,6 миллионов рублей и «Кощей. Начало», принесший своим создателям 34,8 миллионов, а также «Петровы в гриппе» и «Нас других не будет», которые собрали 6,2 и 5,7 миллионов соответственно.
Немало премьер, которые тоже наверняка сделали бы большой кассовый сбор, пришлось перенести на 2022 год – «Летчик», «Своя война», «Ампир V». Вместо них на экраны кинотеатров выходят голливудские фильмы, показ которых если и откладывается, то на не слишком долгое время. А иногда и не откладывается, как было с нашумевшим фильмом «Дюна», о которой ИА FederalCity рассказывало некоторое время назад.