Установить мемориальную доску всемирно прославленному ученому Юрию Кнорозову на Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера) предлагает известный журналист, ведущий YouTube-канала «Редакция» Алексей Пивоваров.
Он полагает, что это было бы более чем уместно в наступающем году, ознаменованном столетним юбилеем ученого, расшифровавшего письмо майя и основавшего российскую школу майянистики – ныне ведущую в мире
- Несправедливо и абсолютно неправильно, что нет даже мемориальной доски в его честь, - заметил журналист. – Хотя абсолютно естественное место для нее – здание Кунсткамеры, где ученый прослужил без малого полвека.
Действительно, единственное в России место, где воздвигнут памятник прославившему ее ученому – петербургское Ковалевское кладбище. Барельеф исполнен по знаменитой фотографии Кнорозова с любимой сиамской кошкой Аськой на руках.
Памятник на могиле Ю. Кнорозова на Ковалевскоом кладбище. Источник: kovalevskoe-spb.ru
Правда, еще в 2018 году меценат Юрий Жорно предлагал поставить памятник Кнорозову на пятачке земли между Кунсткамерой и Зоологическим музеем. Однако идея натолкнулась на петербургский закон, согласно которому увековечивать память известной персоны возможно лишь спустя тридцать лет по ее смерти. А Кнорозов умер в Петербурге в 1999 году.
Впрочем, в петербургском законе сказано, что из этого правила возможны исключения, и, думается, ситуация с Кнорозовым подходит под таковое идеально. Ведь он, без всякого преувеличения, гордость России.
Между тем в Мексике, национальным героем которой Кнорозов признан официально, ему были открыты даже два памятника – в Мериде и Канкуне (последний, правда, был похищен охотниками за металлоломом).
Ничего не слышно и о других российских мероприятиях на юбилей ученого. А вот о том, что его столетие намерены отметить на некогда братской Украине (Кнорозов родился в Харькове, хотя почти всю жизнь проработал в Ленинграде-Петербурге), информация имеется. Будет очень неловко, если Юрия Валентиновича так и не вспомнят в 2022 году в России. Время запланировать что-то до 19 ноября, когда он родился, еще есть…
Памятник Ю. Кнорозову в Мериде (Мексика). Источник: "Википедия"
- Его называют «русским Шампольоном», однако расшифровавший египетские иероглифы Жан-Франсуа Шампольон по сравнению с Юрием Кнорозовым – способный дилетант, - убежден писатель Павел Ганипровский, автор фантастического романа «Четвертый кодекс», прототипом главного героя которого послужил Кнорозов. – Ведь у Шампольона была билингва – Розеттский камень, а у Кнорозова лишь две трофейные книги – «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды и «Кодексы майя», вывезенные из горящего Берлина. И его работа противоречила марксизму, поскольку Энгельс полагал, что у майя не было государства, а значит, и письменности. И он был «невыездным», так как во время войны мальчишкой некоторое время находился на оккупированной территории. Да еще совсем молод – всего 33 года. Но все равно он расшифровал письменность, по поводу которой светила мировой науки постановили, что она не поддается расшифровке. Именно эта работа сделала возможными те потрясающие открытия в изучении цивилизации майя, которая произошли в последнее время и происходят прямо сейчас. Она была так блестяща, что оппоненты его кандидатской диссертации сразу же дали ему степень доктора наук – уникальный случай для формализированного ученого мира СССР. В этом весь Кнорозов, один из последних гениев XX века, чья гениальность проявлялась с детства, и чья жизнь на всем ее протяжении была озарена неким мистическим мерцанием. Я наслаждался, изучая эту потрясающую личность, и не могу представить лучшего героя для романа. Но его реальная жизнь поразительнее любого писательского вымысла, и, безусловно, заслуживает памяти и увековечивания.
Редакция ИА FederalCity присоединяется к просьбе установить в Санкт-Петербурге мемориальную доску Юрию Кнорозову и отметить его столетний юбилей другими мероприятиями.