Инсталляция, уже окрещенная в народе «памятник импортозамещению», представляет собой надпись ZAMESTIM, собранную из первых букв логотипов фирм, объявивших об уходе из России после начала спецоперации на Украине. Восьмиметровый объект появился ночью напротив Казанского собора, на Малой Конюшенной улице, по инициативе патриотического политтехнолога Артура Омарова.
Однако, как выяснилось, конструкция оказалась не согласованной с органами власти. Во всяком случае телеграм-канал «Ротонда» утверждает, что ни в администрации Центрального района, ни в комитете по градостроительству и архитектуре не смогли сообщить о процедуре согласования.
Скриншот из ТГ-канала "Вечерний Омаров"
Это означает, что формально чиновники могут в любой момент распорядиться демонтировать конструкцию – как это многократно случалось с другими подобными.
Впрочем, ведущие «Ротонды», отличающиеся оппозиционными настроениями, могут быть в этом отношении небеспристрастными. Другие СМИ и интернет-ресурсы, да и, надо полагать, подавляющее большинство петербуржцев, восприняли акцию весьма положительно.
«В случае с легкой промышленностью Петербурга, владельцам брендов действительно стоило бы подсуетиться к сезону и решиться на этот шаг. В ином случае жители нашего города полностью переключатся на продукты локальных производителей стильной одежды, коих у нас немало», - пишет, например, ТГ-канал 1703.
"Памятник импортозамещению" в Петербурге. Источник: ТГ-канал "Вечерний Омаров"
Другие, однако, предостерегают от «шапкозакидательских» настроений. Например, телеграм-канал «Ночной губернатор» пишет:
«Главное – отдавать себе отчет в том, что информационная кампания в сфере импортозамещения должна быть направлена не столько на недобросовестных зарубежных поставщиков, дабы заставить их стыдиться своей слабости в коленках и жалеть об утраченных барышах. Дескать, «потом все равно приползете, никуда не денетесь!» Приползут, не приползут – это уже дело даже не второе, а двадцать второе. Приползут – посмотрим, не приползут – умерла так умерла. Куда важнее убедить отечественный бизнес, что его возможности востребованы, и что государство сделает все от него зависящее для того, чтобы помочь ему наладить производство и поставки продукции мирового уровня для тех сфер, которые признаны критически важными. И что подобная позиция сохранится вне зависимости от того, вернется ли в Россию убежавший импорт, или нет».
Между тем возвращение покинувших было российский рынок зарубежных брендов действительно происходит. Например, сообщается, что в Москве вновь заработал гипермаркет OBI. До конца майских праздников планируется запуск всех 27-ми магазинов сети.
Появилась информация и об открытии с 1 мая магазинов Pull and Bear и Zara и Bershka. Впрочем, последняя фирма (фигурирующая, кстати, в петербургской инсталляции) пока возобновление своей работы в России не подтверждает.
Бренды, возвращающиеся в Россию. Источник: ТГ-канал "Расстрельный"
Надежду на скорое возвращение на российский рынок выразили также Adidas и Warner Bros.
«Возможно, это послужит уроком западному бизнесу, - пишет телеграм-канал «Расстрельный». – Вернувшись обратно, они могут столкнуться с возросшей конкуренцией и негативом в сторону своих брендов, став жертвой импортозамещения».
ИА FederalCity неоднократно посвящало свои публикации уходу и вероятному возвращению западных фирм в Россию. В частности, ресторанов фастфуда «Макдоналдс», бренд которых также был представлен в инсталляции.