На российский нефтяной рынок вернулись импортеры из Средиземноморья

На российский нефтяной рынок вернулись импортеры из Средиземноморья
  Понять, куда плывут российские суда по Средиземному морю, обычно непросто. Фото: Википедия

FederalCity продолжает знакомить читателя с публикациями западных СМИ, которые пишут не только об экономических проблемах своих собственных стран, но и о России. В частности, издание «Bloomberg» обнародовало расчеты, показывающие, сколько наша страна экспортирует сырой нефти и кто именно является покупателем этого топлива. 

Санкции ЕС, запрещающие покупку топлива из РФ странами Южной Европы, начнут действовать в декабре 2022 года, и в данный момент эти страны постепенно возобновляют такие покупки. Агентство «Bloomberg», отслеживающее путь судов, выходящих из портов России, выяснило, что за период с 30 июля по 5 августа 2022 года продажи нефти из терминалов Балтийского и Черного морей в Италию и Турцию выросли до максимума за последние 7 и 6 недель соответственно. Также за этот период увеличился совокупный экспорт нефти в болгарские и румынские порты – он дошел до максимального за три недели значения в 255 тысяч баррелей в день.

Здание агентства "Bloomberg" в Лондоне. Фото: Википедия 

Это увеличение поставок возмещает России потери от падения экспорта топлива в страны Северной Европы. Если же говорить о российских поставках в Средиземноморье в целом, то за эту неделю они были максимальными с середины июня

Испания впервые с апреля, а Греция впервые с февраля 2022 года закупили нефть марки «Urals». Рост поставок топлива из России перед вступлением в силу запрета говорит о том, что даже после того, как санкции начнут действовать, отслеживать, хорошо ли они выполняются, будет очень непросто. Партии топлива могут проходить по документам, как нероссийские, хотя это именно российские сорта, и везущие его суда выходят из морских портов РФ. 

Общий объем морских поставок нефти из Российской Федерации в последнее время почти не меняется: сейчас он примерно на 500 тысяч баррелей в день меньше пика, которого они достигли после начала конфликта на Украине в феврале, и практически не изменился, если сравнивать с уровнем поставок до этих событий. 

Один из российских танкеров. Фото: сайт "Морские вести России" 

Объем этого топлива, отправляющегося из РФ в Азию, в апреле и мае составлял более чем 2,1 миллиона баррелей в день, а сейчас уменьшился примерно до 1,75 миллиона баррелей. А отправка топлива из РФ в европейские страны, в том числе северные, а также страны средиземноморского и черноморского побережья, возросли до пятинедельного максимума - до 1,38 миллиона баррелей в день, хотя пока не достигли «доукраинского» уровня в 1,85 миллиона баррелей. Поступления в военный бюджет РФ от продаж сырой нефти все так же возрастают, его средний доход за 28 дней вырос до 11-недельного максимума

Количество сырой нефти, перевозящейся на танкерах в страны Азии, практически не изменился за четыре недели до 5 августа, а количество топлива, предназначенного для неизвестных покупателей, выросло до 271 тысяч баррелей в день. Экспорт из РФ на север Европы за эту же неделю уменьшился на четверть от того количества, которое Россия поставляла до начала российско-украинского конфликта – в среднем он теперь равен 317 тысячам баррелей в день. Совокупный же поток сырой нефти из России за этот период снизился на 50 тысяч баррелей в день, то есть на 1%. А доходы правительства РФ от экспортной пошлины снизились со 184 до 177 миллионов долларов, или на 4%

Несмотря на запреты, российскую нефть продолжают покупать множество стран. Фото: stock.adobe.com 

В общей сложности с 30 июля по 5 августа на 34 российских наливных судна было загружено 24,2 миллиона баррелей нефти. Это на 340 тысяч баррелей меньше, чем на предыдущей неделе. Куда именно отправится это топливо, не всегда можно точно определить: танкеры заявляют о месте назначения перед отплытием, но некоторые из них, скорее всего, поменяют курс. Основная часть танкеров, выходящих из российских портов, указывают, что направляются в Суэцкий канал

Количество сырой нефти, загружаемой на танкеры с балтийских терминалов России, к 5 августа снизился, но за неделю до этого наблюдался его рост. Потоки из Новороссийска в государства, выходящие на черноморское побережье, сократились после резкого увеличения за неделю до этого, а потоки из Арктики подсочили до максимального значения с момента начала украинских событий. Также увеличился объем поставок сырой нефти в Индию и объем этого топлива, экспортирующегося с восточных нефтяных терминалов России – он за период с 30 июля по 5 августа достиг максимума с середины апреля.