Валерий Чалидзе, правозащитник по прозвищу Князь

Валерий Чалидзе, правозащитник по прозвищу Князь
  Валерий Чалидзе. Фото: Википедия

FederalCity продолжает публикацию материалов, посвященных «утечке мозгов» из нашей страны в разные исторические периоды. 70-е годы прошлого века оказались довольно богатыми на побеги на запад разных ученых, в том числе тех, кто, обустроившись за границей, развел там бурную антисоветскую и русофобскую деятельность. Так действовал, например, Михаил Восленский, и подобным же образом повел себя Валерий Николаевич Чалидзе, физик по образованию, получивший, однако, известность не как специалист в этой науке, а как общественный деятель. 

Чалидзе родился в 1938 году в Тбилиси, окончил Тбилисский университет и защитил кандидатскую диссертацию по физическим наукам. Затем он некоторое время работал начальником отдела в одном из тбилисских научно-исследовательских институтов, но вскоре переехал в Москву и устроился там в Институт пластмасс имени Г.С. Петрова

Здание Тбилисского университета. Фото: Википедия 

Кроме физики и других точных наук, Валерий Чалидзе интересовался и общественной и правозащитной деятельностью. В середине 1960-х годов он стал участником правозащитного движения, которое было частью более широкого диссидентского движения и занималось юридической помощью людям, столкнувшимся с несправедливыми обвинениями. Однако постепенно правозащитники того времени довели идею такой помощи до крайности и начали выступать не только на стороне тех, кто был несправедливо осужден или отправлен на принудительное психиатрическое лечение, но и, к примеру, на стороне религиозных сект, которым отказывали в регистрации, как религиозным общинам. 

С 1969 года Валерий Чалидзе выпускал самиздатовский журнал «Общественные проблемы», посвященный его правозащитной работе, а в 1970 году основал Комитет прав человека, занимавшийся все той же правозащитной деятельностью, членами которого стали многие известные диссиденты того времени, включая Андрея Сахарова. Приятели-единомышленники дали Валерию «скромное» прозвище Князь, на первый взгляд мало подходящее человеку, ратующему за всеобщие равные права. Как вспоминают в мемуарах знавшие его лично люди, этим аристократическим прозвищем его наградили за привычку свысока смотреть на людей, плохо разбирающихся в юриспруденции и не знающих своих прав. 

Вход в здание Института пластмасс в Москве. Фото: Яндекс.Карты 

Кроме всего прочего, правозащитное движение защищало граждан СССР, которым отказали в разрешении съездить за границу. Благодаря этому оно стало особенно широко известно на западе, и в 1972 году Чалидзе получил приглашение из США – ему предлагали прочитать в американских вузах курс лекций о его комитете и о правозащитном движении в целом. 

Несмотря на то, что власти СССР к тому времени относились к Чалидзе крайне подозрительно – однажды в его квартире провели обыск, в ходе которого изъяли архив его комитета, после чего он официально вышел из состава этой организации, оставшись ее «внештатным» советником – у него не возникло проблем с получением разрешения на выезд за рубеж. К слову, многие из его единомышленников, работающих в Комитете прав человека, и других диссидентов, и не подумали порадоваться за своего товарища – они посчитали, что ради разрешения на выезд Чалидзе согласился на какую-то сделку или на сотрудничество с властями, и не скрывали от него этих подозрений. 

Андрей Сахаров. Фото: Википедия 

Так или иначе, но осенью 1972 года самый известный советский правозащитник вылетел в США и начал выступать там с лекциями о своей деятельности. Рассказы о борьбе за права людей вскоре плавно перешли в критику СССР и всех реалий советской жизни – Чалидзе хорошо разбирался в правах человека, но полностью забыл, что, кроме прав, у него есть обязанности по отношению к своей стране, включая обязанность не натравливать на нее другие, и без того недружественные государства. Реакция Союза на его выступления была ожидаемой: в конце 1972 года Валерия Чалидзе лишили советского гражданства за «действия, несовместимые со званием гражданина СССР». 

Оставшиеся в Союзе соратники, еще недавно готовые обвинить его в сотрудничестве с властями, теперь жалели «несчастного изгнанника», но сам Чалидзе особых переживаний по этому поводу не выказывал. Он продолжил читать лекции в разных вузах США – сначала в Нью-Йорке, а потом в городе Бенсоне штата Вермонт. Еще до переезда из Нью-Йорка он основал там издательство «Chalidze Publications», выпускавшее его собственные работы, а также литературу, запрещенную в СССР, в том числе мемуары, письма и другие материалы из архива Льва Троцкого

Лес в штате Вермонт. Фото: Википедия 

Для русских эмигрантов, живущих в Америке, это издательство и сам Чалидзе были символами всего антисоветского и антирусского, и эта деятельность, как и в случае со многими другими беглецами из СССР, публиковавшими за границей то, что невозможно было издать у них на родине, внесла свой вклад в распад Союза в 1991 году

Умер Валерия Чалидзе в 2018 году, и его смерть прошла почти не замеченной среди его современных единомышленников-правозащитников. Лишь на паре либеральных интернет-сайтов появились краткие некрологи, авторы которых перечислили основные этапы его жизни, но не потрудились узнать хотя бы некоторые подробности биографии «отца-основателя» их движения. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен