Камеры на дорогах – защита от ДТП или средство обогащения?

Камеры на дорогах – защита от ДТП или средство обогащения?
  Дорожная камера, установленная в МО. Фото: сайт "МВС Груп"

За последние пару лет в Москве и Московской области заметно увеличилось число установленных на дорогах видеокамер, фиксирующих превышение скорости, пересечение двойных сплошных линий, не пристегнутые ремни у шоферов и другие нарушения. Ранее FederalCity сообщало об огромном количестве автоаварий в России, и камеры, не дающие водителям расслабляться за рулем и игнорировать правила, призваны уменьшить их число и сделать дороги более безопасными. Однако некоторые цифры, касающиеся стоимости камер и размеров выписанных благодаря их работе штрафов, указывают на то, что устанавливают эти устройства в первую очередь ради выгоды их оператора и чиновников, а вовсе не ради заботы об автомобилистах и пешеходах. 

Установкой видеофиксаторов дорожных нарушений в Московской области занимается компания-оператор «МВС Груп». Штрафы, которые платят нарушившие правила и заснятые в этот момент камерами водители, поступают в бюджет области, но, как пишет телеграм-канал «Недвижа», с каждого из них отчисляется 233 рубля оператору. Сумма вроде бы и крошечная, но если учесть, что всего за два последних года с помощью камер было выписано около 50 миллионов штрафов, получается, что «МВС Груп» заработала на этом более 11 миллиардов рублей

Логотип "МВС Груп". Фото: сайт компании 

Теперь же прибыль оператора от штрафов станет еще больше. На данный момент в Подмосковье работает 1257 дорожных видеокамер, но к ним собираются добавить еще 580 – на это выделен 1 миллиард рублей. Причем с тех сложных участков дорог, где раньше случалось много нарушений, но затем их стало меньше благодаря видеофиксации, убирать камеры не спешат. Если бы их устанавливали, чтобы сделать дорожное движение безопаснее, их имело бы смысл снимать после того, как они выполнят свою задачу, но судя по тому, что происходит на самом деле, ставят их для того, чтобы наоборот, как можно больше штрафовать нарушителей, зарабатывая на этом как можно больше денег. 

Можно было бы сказать, что высокие прибыли компании-оператора – не главное на фоне борьбы с нарушениями правил дорожного движения и сокращением числа ДТП, но, как показывает практика, в целом по Москве и Московской области количество автоаварий снижается медленнее, чем растет число дорожных камер. А кроме того, штрафы, которые приходится платить водителям по «приговору» видеофиксатора, не всегда присуждаются «за дело». Камеры периодически ошибаются, хотя времена, когда попавшему в поле зрения камеры владельцу «Запорожца» могла прийти штрафная квитанция за то, что он якобы ехал со скоростью 260 километров в час, теперь уже остались в прошлом – настолько грубых ошибок современная техника не делает. Но «накинуть» проезжающей мимо с максимальной разрешенной скоростью машине несколько лишних километров в час камера вполне может, и водителю в итоге придется платить штраф ни за что. 

Камер на дорогах стало больше в разы, а число ДТП сокращается медленно. Фото: ru.freepic.com 

- Вообще, «обвинения», вынесенные видеокамерой, в таких случаях можно попробовать оспорить, но это удается не всегда, - рассказывает московский автовладелец Александр Путятин. – К тому же, если шофер заплатит штраф в первые 20 дней после нарушения, с него возьмут только половину суммы, а с тех, кто делает это позже, берется вся сумма целиком. Но рассмотрение жалобы на несправедливо оформленный штраф обычно занимает долгое время, так что большинство автовладельцев решают, что проще выплатить половинный штраф побыстрее, даже если они ничего не нарушали, чем отдать вдвое больше денег, если доказать свою невиновность не получится. 

Ошибаются видеокамеры не только в определении скорости. Иногда они не могут отличить сам автомобиль от его тени и фиксируют пересечение двойной сплошной полосы, если на нее просто упала эта самая тень. В «группе риска» в таких случаях находятся черные автомобили, когда они едут по недавно уложенному черному асфальту, и серые по время движения по старой асфальтовой дороге, но бывает и так, что в нарушении правил «обвиняют» и тени ярких цветных авто. Это тоже можно оспорить, но, опять же, чаще всего водителям проще заплатить побыстрее меньшую сумму, чем жаловаться без гарантии, что штраф отменят. 

За что штраф - ПДД нарушила не я, а тень моей машины! Фото: ru.freepic.com

В результате установка видеофиксаторов «на каждом углу» остается очень выгодным «бизнесом» и для «МВС Груп», и для правительства Москвы и МО. И хотя о том, что это дело коммерциализируется, еще год назад открыто заявлял генеральный прокурор РФ, повлиять на то, что камеры «растут как грибы», им пока не удается. 

Тем временем, в крупных городах и, в первую очередь, в столице уже давно стали опасными не только автомобили, но и другой транспорт. Ранее FederalCity освещало проблему электросамокатов, с которыми с каждым годом случается все больше аварий. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен