Предложение думского комитета о возвращении в школы уроков черчения неожиданно вызвало оживленную полемику в российском обществе.
Речь идет об инициативе, родившейся в комитете ГД РФ по просвещению, члены которого обратились к главе Минпросвещения Сергею Кравцову. Депутаты-инициаторы полагают, что эта мера заложит у молодого поколения начала пространственно-творческого мышления, что будет, в свою очередь, способствовать воспитанию отечественных инженеров.
Однако эта новость вызвала негативную реакцию у части российским комментаторов – в основном, принадлежащих к оппозиционно настроенным кругам. Почему-то там решили, что внедрение этой инициативы автоматически отменяет изучение российскими школьниками таких современных технологий, как Система автоматизированного проектирования, 3D-моделирование, соответствующих компьютерных программ и так далее.
Особо конспирологически настроенные личности предположили, что депутатское предложение имеет главной целью развитие у детей мелкой моторики для последующего овладения стрелковым оружием…
- Давайте откажемся от калькуляторов в пользу счет с косточками, – иронизирует одиозный политолог Анатолий Несмиян. – Счеты тоже развивают – хотя бы мелкую моторику. Да много чего можно отменить и вернуться к скрепам. Вопрос только один – зачем?
Уроки черчения и каллиграфии развиают психофизические способности. Источник pixabay.com
Впрочем, более позитивно настроенные сограждане инициативу приветствуют. Действительно, польза для общества от нее очевидна: навыки черчения безусловно развивают мышление ребенка. При этом они никак не отменяют навыков пользования компьютерными программами – напротив, помогают их освоению.
Однако многие сторонники инициативы задаются вопросом: если она будет внедрена, где взять преподавателей черчения, если соответствующие кадры в нашей стране не готовятся уже долгие годы?..
Но, как выясняется, уже сейчас в России имеются средние учебные заведения, где используются подобные методики, вполне рабочие и эффективные. Речь, например, о школах, где внедряют обучающие технологии, разработанные еще в 70-х годах прошлого века группой советских ученых под руководством профессора Владимира Базарного.
Профессор Владимир Базарный. Источник; "Википедия"
Ими было установлено, что из-за обездвиженности в ходе учебного процесса у детей ухудшается здоровье. Соответственно, группой была выработана «здоровьесберегающая технология обучения» (ЗДТ), при которой школьники занимаются, постоянно сменяя позы за специальными партами и стоячими конторками. Предусмотрено также применение зрительных тренажеров и массажных ковриков. Методика эта из той же области, что и возвращение в школы черчения – она развивает психофизические способности учащихся.
Педагоги из школ, пользующихся этой методикой, утверждают, что она весьма эффективна. По их словам, занимающиеся по ней дети лучше учатся, меньше устают и болеют, в том числе респираторными заболеваниями. Более того, заканчивая школу, они, как правило, на десять – пятнадцать сантиметров выше своих ровесников.
В 2001 году Роспотребнадзор разрешил применение методики в образовательных учреждениях России, однако происходит это пока лишь в двух третях российских регионов. Например, в Ленинградской области по ней работают в десяти школах.
Гатчинская гимназия имени К. Д. Ушинского. Источник: Яндекс
Одна из них – гатчинская гимназия имени К. Д. Ушинского. Там применяется комплекс мероприятий и оборудования, позволяющий школьникам, помимо прочего, избежать заболевания сколиозом и потери зрения. Это те же самые стоячие конторки, письмо перьевыми ручками (да-да, ироническое предложение либеральных комментаторов давно уже воплощается в жизнь), а также перерывы на уроках для отдыха глазам.
Хотя, конечно, внедрение ЗДТ в гимназии происходит не без трудностей: например, некоторые учителя недовольны уменьшением чистого времени на обучение на уроке из-за тех же самых перерывов. Однако усилиями педагогов-энтузиастов при поддержке родителей школьников, которые видят реальный эффект от такой методики, она продолжает действовать.
Гимназии помогают и региональные депутаты, верящие в пользу подобных методов.
Урок в гатчинской гимнази имени К. Д. Ушинского. Источник: gatchinka.ru
- Меня удивляет нынешняя дискуссия, развернувшаяся вокруг думской инициативы о возвращении уроков черчения, - сказал в беседе с FederalCity депутат ЗакСобрания Ленобласти Александр Перминов. – У меня самого в школе были эти уроки, и я считаю, что это большой плюс. Черчение, каллиграфия – все это развивает у детей мышление, формирует навыки познания мира.
По поводу же того, что в современном мире превалируют компьютерные технологии, якобы отменяющие старые методы, Перминов скептичен.
- Дети не рождаются с навыками владения компьютером, - говорит он. – Они появляются не в некой «матрице» – их приходится этому все равно обучать. Но если обучать только этому, дети не приобретут некоторые элементарные навыки. Как сейчас они почти перестали писать от руки – только печатают. Надо их учить хотя бы письму или как правильно держать карандаш и линейку.
Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. Источник: Яндекс
В качестве аргумента депутат привел тот факт, что, при полном господстве компьютерных технологий, в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академия имени А.Л. Штиглица, где пользуются традиционными методами, до сих пор громадный набор студентов.
Преимущества ЗДТ, кстати, оценил и Владимир Путин. В 2011 году, после посещения одного из классов, где внедряется методика профессора Базарного, Президент издал распоряжение о необходимости внедрения таких обучающих методов в систему образования.