О подводных камнях в давно назревшем процессе выхода российской гражданской авиации из кризиса – в обзоре FederalCity.
Начало специальной военной операции разделило практически все сферы деятельности России на "до и после". Запад объявил нашей стране настоящую войну – пусть пока только экономическую. Главным орудием врага в этом противостоянии стали санкции и незаконные рестрикции.
Наши геополитические противники надеялись, что РФ рухнет под тяжестью мгновенно навалившихся проблем, однако этого не случилось. Россия устояла и сделала ставку, пусть и отчасти вынужденную, на развитие отечественного производства.
Гражданская авиация стала одной из самых уязвимых отраслей. По состоянию на весну 2022 года доля воздушных судов зарубежного производства в коммерческом парке пассажирских самолетов составляла более 67%, но на них приходилось 95% пассажиропотока.
В марте 2022 года Евросоюз наложил санкции на гражданскую авиацию РФ, затем за ними последовали США. Консолидированный Запад ввел запрет на продажу самолетов, запчастей, помощи в техническом обслуживании, оказание лизинговых услуг. Воздушное пространство Европы и Северной Америки оказалось закрытым для российской авиации.
Российский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Ил-96-400М. Источник: chaiknet.ru.
Сразу после этого Москва ответила на закрытие неба зеркально – и это оказалось самой простой из возможных реакций на мощный удар врага. Отрасли удалось не допустить коллапса воздушных перевозок – но оперативно обновить отечественный авиапарк не получилось.
Сейчас руководство страны и авиапром прикладывают максимальные усилия для возрождения полной линейки отечественных пассажирских и транспортных самолетов полностью российского производства. Появился среднемагистральный МС-21, было принято решение о полном импортозамещении SSJ-100. Однако вопрос с широкофюзеляжным дальнемагистральным воздушным судном до поры оставался открытым - авиационные руководители никак не могли определиться - начать массово собирать ИЛ-96 или создавать новый самолет с нулевого цикла.
Однако в последнее время, похоже, данная дилемма разрешилась и выбор был сделан в пользу надежного Ил-96. Тем не менее, для начала коммерческого производства этих воздушных судов надо обойти несколько подводных камней.
Российский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Ил-96-400М. Источник: chaiknet.ru.
Так, отечественный самолет имеет четыре двигателя ПС-90А, в то время как конкуренты из Boeing и Airbus оснащают свои дальнемагистральные суда двумя двигателями, что дает им серьезные конкурентные преимущества.
Сейчас полным ходом идет разработка двигателя большой тяги ПД-35, который может заменить существующие силовые установки, и на основе его сделать Ил-96-400М с двумя двигателями. Предполагается, что в серию новые широкофюзеляжные "Ильюшины" могут пойти в 2027-2028 годах.
Этот процесс надо ускорять и контролировать, так как потребность российской гражданской авиации в отечественных самолетах, способных перевезти 400 пассажиров из Москвы на Кубу, к примеру, достигает 100-150 единиц.
Кроме того, эти надежные и безопасные самолеты могут быть, при грамотной ценовой политике, востребованы в странах БРИКС, Югов-Восточной Азии и Латинской Америке. Главное, чтобы процесс создания новых двигателей для Ил-96-400М не увяз в бюрократическом болоте и получил режим наибольшего благоприятствования. Это вопрос будущего всей российской гражданской авиации – не больше, и не меньше.
Российский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Ил-96-400М. Источник: chaiknet.ru.