Огненная дуга Великой Отечественной – 80 лет назад началась Курская битва

Огненная дуга Великой Отечественной – 80 лет назад началась Курская битва
  Контрнаступление советских войск в ходе Курской битвы. Фото: culture.ru.

Воспоминания участников сражения, окончательно переломившего ход войны – в материале FederalCity.

5 июля 1943 года началась Курская битва. Она стала последней крупной операцией, в которым Германия владела стратегической инициативой. После этого у немцев больше не было возможности проводить стратегические операции с далеко идущими целями – в отличии от Красной Армии.

Сражение на Курской Дуге завершилось 23 августа 1943 года. В целом в нем принимали участие около 2.3 миллиона человек, а бои с применением танков в одной отдельно взятой операции до сих остаются самыми масштабными в военной истории – 3444 советских против 2950 немецких танков.

После встречного боя на Курской Дуге. Источник:culture.ru.

"В ходе боя в районе села Теплое прямым попаданием снаряда заклинило ведущее колеса правого борта одного из атакующих танков «Тигр». Экипаж бросил фактически исправный новейший танк. Командир корпуса генерал Васильев поставил командиру 202-й танковой бригады подполковнику Лебедеву задачу вытащить этот танк в расположение наших войск. Проблема была в том, что в батальоне к ночи могли подготовить только один боеготовый танк. Пришлось комбригу отдать свой командирский танк с экипажем. Быстро создали группу из двух танков отделения разведчиков, саперов и автоматчиков. Ночью двинулись к «Тигру». Артиллерия вела беспокоящий огонь по немцам, чтобы скрыть лязг гусениц «тридцатьчетверок». Подошли к танку. Коробка стояла на низкой передаче. Попытки переключить ее не удались. Подцепили танк тросами, но они лопнули. Рев танковых двигателей на полных оборотах разбудил немцев. Они поняли, что подбитый их танк пытаются захватить. Накинули на крюки 4 троса и потихоньку двумя танками потащили «Тигр» к нашим позициям. С трудом, но вытащили танк к своим", -  Герой Советского Союза, командир танкового батальона 202-й танковой бригады 19-го танкового корпуса, капитан Леонид Падуков.

Источник фото: выставка.гааосо.рф.

"Когда стало рассветать, на наши позиции налетела немецкая авиация. Бомбить стали передний край, целили по траншее, где сидела пехота. Там открытая местность. От разрывов бомбы поднялась сильная воздушная волна. Копны разнесло в стороны, и оказалось, что за ними стояли немецкие орудия. Только тут мы поняли, что немцы готовили для нас засаду. Тогда мы начали в том направлении стрелять. Я сделал три выстрела по вражескому орудию. Одним снарядом попал. У пушки все перемешалось. Теперь приказано выезжать из капонира, а борт подставлять под вражеское орудие тоже не хочется. Опасно. Но все равно надо ехать. Впереди этот овраг, кто его знает, с чем дальше столкнемся. Все маневры осуществляем на глазах у врага. Поворачиваем на 90 градусов, проезжаем где-то метров 150, и только к концу оврага начали выезжать, как снаряд попал в «ленивец». Вышел из строя радист и механик-водитель. Обоих ранило. Так как я имел опыт вождения танков еще в училище, то подменил механика-водителя. Сел за руль, включаю передачу, и в наступление", - гвардии старший лейтенант Василий Москаленко, командир танковой роты 61-й гвардейской танковой бригады, кавалер орденов Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды и Отечественной войны II степени, участник штурма Берлина.

Источник фото: iremember.ru.

"В июле 1943 года мы прибыли под Орел и влились в состав 380-й стрелковой дивизии 50-й армии. Я попал в 1260-й стрелковый полк. Числа 25-26 июля наша 380-я дивизия была выведена из второго эшелона на передовую. Так несколько дней прождали, а потом, числа 5 августа, вдруг слышим немецкий говор и лязг. Смотрим, немецкие танки на нас идут и стреляют. Причем, так стреляют, голову поднять нельзя. Танков не сосчитать было, штук 50-60, и они прямо на нас шли. Но наши окопчики они миновали, подошли к траншеям и начали их утюжить. Окопы отутюжили и ушли. Ну все, думаю, кроме нас живых никого не осталось. Лежу в окопе. Потом немного из окопа высунулся, ничего не вижу, слышу только стоны раненых. Слышу шум мотоциклетных двигателей и немецкий говор. Смотрю, метрах в 300-400 от нас немцы на мотоциклах и на нас идут. В коляске мотоцикла пулеметчик сидит, а у нас почти никого нет, некому их встретить. И тут с нашей стороны раздался выстрел. Я-то думал, что всех передавили, а оказывается – невозможно всех передавить. Танки просто прорвались и ушли вперед, а мы-то остались. Кстати, уже после взятия Орла мы узнали, что танки обратно наши артиллеристы не пропустили. Мы открыли огонь, у немцев началась суматоха и они разбежались. У нас раненных много, а тут команда: «Стройся!» Нам раненых подбирать некогда, нам воевать надо. У нас от полка несколько сот человек осталось, но командиры есть и мы пошли дальше, на Орел", - сержант Лиджи-Горя Цоргаев, кавалер медали "За Отвагу".

Источник фото: iremember.ru.

"В 4 часа утра началась Курская битва. Когда мы подъезжали, все было тихо. А где-то утром так загремело и загрохотало, что стало неизвестно, что и откуда. Это было 5 июля 1943 года. Было так, что, то немцы нас теснят, то мы их тесним. И так неделю продолжалось. Через неделю немцы выдохлись и начали отходить. Тогда мы начали наступать на Орел. Где-то 5-го августа наш 35-й стрелковый корпус освободил Орел. У нас в корпусе обычно было по три боевых дивизии. Но потом получалось примерно так. Проходит, допустим, три-пять дней, от дивизии остаются рожки да ножки, ее убирают в тыл на пополнение, а вместо нее дают новую. Вот что такое была Курская Дуга", - лейтенант Сергей Остроушко, командир радиостанции в 471-м отдельном батальоне связи, кавалер тех орденов Красной Звезды, участник штурма Кенигсберга и Берлина.

Источник фото: iremember.ru.

"Во время Курской битвы мы стояли под Малоархангельском и напротив нас были власовцы, и я вам скажу, что они сражались еще ожесточеннее немцев, потому что знали, что их в плен никто брать не собирается… Им что так подыхать, что так, так что веры им не было никакой. А потом немцы пошли на нас напролом, даже смогли захватить первые две траншеи, то нам пришлось выбивать их оттуда. В общем, в тех боях мне пришлось самому, наводчик был слабый, встать к панораме, и я умудрился подбить пять танков, а уже шестой дал шляпу мне… Когда очухался, смотрю, он идет прямо на меня, чтобы раздавить, но на мое счастье в казеннике оказался снаряд, и я его прямо в упор", - старший сержант Евгений Жмеренецкий, командир орудия 1059-го артполка, кавалер двух орденов Красной Звезды, двух медалей "За Отвагу", участник обороны Сталинграда и штурма Кенигсберга.

Источник фото: iremember.ru.

"5 июля мы не увидели восхода солнца, все перед нами было в черном дыму. Над нашими головами постоянно шли воздушные бои, я впервые на войне увидел нашу авиацию. На головы сидящих в траншеях с неба буквально сыпался "дождь" из сбитых самолетов. Это было страшное, но тем не менее завораживающее и незабываемое зрелище. Немецкие истребители караулили в воздухе наши отставшие штурмовики и сбивали их. Мы видели, как девятки ИЛ-2 становились в круг и отражали атаки немецких летчиков. Через позиции нашего 161-го укрепрайона танки противника не прошли. Уже к 10-му июля, на участке 406-го ОПАБа наступило затишье, а 15-го числа мы перешли в наступление, находясь в составе армии генерала Пухова", - старший лейтенант Лев Свердлов, 406-й отдельный пулеметный батальон 161-го УР, кавалер двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны II степени, участник обороны Москвы и штурма Кенигсберга.

Источник фото: iremember.ru.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен