В последние годы, начиная с времен коронавирусной пандемии, в России активно продвигаются методы дистанционного образования, включая школьное, из-за чего в этой сфере, и без того далеко не идеальной, могут возникнуть еще более серьезные проблемы. Так считают и многие общественные деятели, и родители, у которых есть дети школьного возраста. Подробности – в материале FederalCity.
Эмблема "Родительской палаты". Фото: сайт организации
В 2020 году, когда школы были закрыты из-за коронавируса и дети обучались удаленно, это было крайне сложно и для учителей, и для учеников, и для их родителей. Способы интернет-связи, при помощи которых дети общались с учителями, оказались неудобными для такой работы, и в них часто случались сбои, ученикам сложно было сосредоточиться на занятиях, а родителям – заставить их заниматься. В результате после того, как школьники вернулись за парты, педагоги стали жаловаться на то, что на «удаленке» дети плохо усвоили знания, им пришлось многое повторять или переучивать, и эти проблемы до сих пор сказываются на их уровне знаний.
Тем не менее, у российских школ появился хоть какой-то опыт дистанционного обучения, и теперь чиновники пытаются закрепить его в образовательной сфере. И кое-что им уже удалось: в 2021 году были приняты новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы), упростившие многие правила, касающиеся очной учебы в школе и закрепившие в законе положения, помогающие еще сильнее внедрить в образование цифровые технологии. Эти законы и беспокоят учителей и родителей, считающих, что они еще сильнее навредят школьному образованию и уж точно не принесут детям ничего хорошего.
Как рассказала в интервью с депутатом Московской городской думы Евгением Ступиным (признан иностранным агентом) представитель Союза «Родительская палата» Наталья Хайдукова, новые ФГОСы – приказ № 286 для начальной школы и № 287 для средних и старших классов – предполагают, что школьная учеба будет постепенно «перемещаться» в интернет и что для детей будут устанавливаться индивидуальные программы обучения, причем подбирать их будут не живые люди, а искусственный интеллект на основе успеваемости детей по тем или иным предметам. Проще говоря, если ребенку в начальных классах лучше даются, например, точные науки, в дальнейшем его будут обучать, в основном, им, а с гуманитарными предметами его познакомят минимально – и наоборот. Такой подход, уверена Хайдукова, окончательно сведет на нет разностороннее развитие граждан России, которое было у них в прошлых поколениях, благодаря разностороннему же школьному и высшему образованию, когда ребенку, а позже молодому человеку давались знания во всех областях, а не только в той, которая интересовала его больше всех и была нужна ему для выбранной им профессии.
Наталья Хайдукова. Кадр из видео, опубликованного на странице "Родительской палаты" Вконтакте
Одновременно с этим новые стандарты отменяют многие важные вещи, которые дети сейчас получают в школах. В новых школах не будет учебных кабинетов с автоматизированными рабочими местами, то есть, классов для уроков труда со станками и швейными машинками, помещений для занятия учебно-исследовательской деятельностью, например, кабинетов биологии с микроскопами, лингофонных кабинетов, информационно-библиотечных центров, актовых, хореографических и спортивных залов, пришкольных спортивных площадок и многого другого. Все, что должно быть в школьных зданиях по новым правилам – это кабинеты для занятий с учебными пособиями, причем какие именно пособия имеются в виду, не уточняется.
Видимо, все это, по мнению авторов этой скрытой образовательной реформы, детям не нужно – потому что Приказы № 286 и 287 разрешают изучать все школьные предметы дистанционно, то есть, дома за компьютером. И это несмотря на то, что санитарные нормы разрешают учащихся младших классов проводить за компьютером не больше 15-20 минут в день, а более старшим детям – не больше часа. Во время пандемии, когда всех школьников перевели на удаленную учебу, родители протестовали против этого, в том числе и ссылаясь на СанПины, но теперь образовательные стандарты разрешают школьникам сидеть за компьютером по несколько часов в день – столько же, сколько они раньше сидели в школе за партой.
Лингофонные кабинеты в школах больше не нужны? Фото: Википедия
Больше всего новые правила могут навредить детям, живущим в сельской местности, где не так много школ, и ученикам часто приходится ездить на учебу на автобусе. Организацию транспорта для таких случаев тоже отменили, так что многие дети будут просто вынуждены переходить на «дистанционку». Здания школ в результате окажутся ненужными, и их можно будет снести ради строительства на их месте чего-нибудь, приносящего прибыль. А позже, считает Наталья Хайдукова, такая проблема может возникнуть и в городах, где земля под школами тоже кажется застройщикам «лакомым кусочком».
В целом же введение новых образовательных стандартов может катастрофически навредить и здоровью детей, и уровню знаний, с которым они будут оканчивать школы. «Родительская палата» и еще несколько общественных организаций, занимающихся детскими проблемами и проблемами школ, не хотят допускать этого и сейчас борются за отмену новых ФГОСов и возвращения старой, советской системы образования и призывают присоединиться к ним всех неравнодушных российских граждан.