В России должна появиться культура управления СИМами

В России должна появиться культура управления СИМами
  Электросамокаты становятся все более опасными. Фото: Википедия

Пошло уже четыре месяца с тех пор, как электросамокаты и подобные им устройства были официально названы транспортными средствами, а особенности их использования закрепили в Правилах дорожного движения, и теперь в Общественной палате РФ решили подвести первые итоги этого нововведения. Выглядят эти итоги весьма печально. Подробности – в материале FederalCity

Эмблема Общественной палаты РФ. Фото: Википедия 

Число дорожно-транспортных происшествий различной степени тяжести с участием электросамокатов, а также других средств индивидуальной мобильности (СИМов) неуклонно растет как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других российских городах, причем не только больших. Как сообщил старший инспектор Виктор Стельмах, работающий в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, начиная с 2021 года, оно увеличилось примерно на 50-60%, и эта тенденция не меняется. На заседании Общественной палаты он отметил, что введенные новые нормы ПДД работают и, видимо, их наличие какое-то число ДТП предотвращает, но растущее количество СИМ, которые каждый день появляются на улицах, а также несоблюдение управляющими ими людьми правил приводит к неутешительному результату. 

Читайте также: «Верховный суд: самокаты – транспорт» 

Судя по новостям о происшествиях с электросамокатами, они происходят чуть ли не каждый день по всей России – и это при том, что не обо всех таких случаях становится известно. Иногда самокатчики сбивают пешеходов, а бывает, что они сами становятся жертвами других транспортных средств. 23 июля 2023 года в Сочи молодой человек на самокате сбил беременную женщину, из-за чего она едва не потеряла ребенка, 7 июля в городе Сибай в Башкирии девочка на электросамокате столкнулась с мотоциклом и получила тяжелые травмы, за день до этого в Петербурге насмерть разбился мужчина, ехавший на самокате и не справившийся с управлением, в июне в Челябинске девушка-электросамокатчица вылетела под колеса автомобиля, водитель которого ее не увидел, и чудом не пострадала… Продолжать этот список можно очень долго. 

Множество людей, тоже из разных городов, жалуются в соцсетях и на посвященных транспорту форумах, что из-за электросамокатов стало невозможно спокойно ходить по тротуарам. Самокатчики, в том числе подростки и совсем маленькие дети, носятся там, не глядя на прохожих и не соблюдая правила, и врезаются в тех, кто не успел отскочить с их пути. Самым же распространенным нарушением ПДД с использованием средств индивидуальной мобильности стала сегодня езда вдвоем на одном самокате, гироскутере или другом подобном устройстве. Люди пользуются лазейкой в ПДД, согласно которой водитель может перевозить пассажира. Также частыми нарушениями являются проезд по пешеходному переходу, когда водитель СИМ не «спешивается», и езда по не предназначенному для этого участку проезжей части

Алексей Цивилев. Фото: сайт ЗакСобрания СПБ 

По мнению депутата петербургского Законодательного собрания Алексея Цивилева, представленная общественности статистика ДТП, в которых отмечены СИМы, к реальности не имеет никакого отношения: она явно занижена, так как ГИБДД разбирается только с вызовами на проезжую часть, а все, что происходит на тротуарах или во дворах не входит в их компетенцию. Однако в ГИБДД не согласны с этим и утверждают, что учитывают происшествия с СИМ и на тротуарах тоже. Правда, по мнению экспертов, это крайне сложно, особенно в ситуации, когда численность дорожных инспекторов в последние годы значительно сократилась, а оставшиеся не имеют реальной возможности догнать нарушителя, если он решит сбежать от них на самокате. Цивилев предложил вообще ввести некоторые ограничения на эксплуатацию СИМ в городах, а на их движение по тротуарам ввести полный запрет. 

Следует отметить, что компании, занимающиеся кикшерингом, то есть, прокатом электросамокатов, имеют все необходимые технические средства, чтобы отслеживать скоростной режим передвижения на их технике и штрафовать нарушителей, а при необходимости даже блокировать ее движение, и обычно они это делают. Благодаря этому, по мнению основателя кикшеринговой компании «Whoosh» Сергея Лаврентьева, во втором квартале 2023 года всего лишь не более 30% всех ДПТ с СИМ приходится на электросамокаты, взятые в аренду. 

Логотип "Whoosh". Фото: сайт компании 

На заседании Общественной палаты многие эксперты высказались за ужесточение законодательства в области эксплуатации СИМ. Предлагалось, например, обязать эксплуатантов СИМ обязательно использовать шлем во время движения. Кроме того, зампред комитета Общественной палаты по безопасности Александр Холодов заявил, что следует ввести ограничения по возрасту, разрешив кататься по дорогам только с 16 лет, независимо от вида транспортного средства – и на велосипедах, и на мопедах, и на самокатах. 

Читайте также: Жители Васильевского острова в Петербурге в знак протеста загорали на асфальте 

Некоторые специалисты, например, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, считают, что никакие новые правила или ограничения ни к чему не приведут, и следует просто полностью запретить езду на СИМ, как минимум, в центральных районах крупных городов. Он отметил, что в Китае на улицах больших городов вообще не видно электросамокатов – там движение на них запрещено именно по той причине, что законодательно отрегулировать их эксплуатацию невозможно. А председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции по случаю завершения весенней сессии, сказала, что пока непонятно, как системно решить вопрос безопасного использования электросамокатов, но что это не значит, что их эксплуатацию следует запретить. 

А пока политики и чиновники спорят о том, что делать с носящимися без правил и представляющими опасность и для себя, и для окружающих электросамокатчиков, сами они продолжают попадать в ДТП, нередко с очень серьезными последствиями. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен