С недавних пор в Министерства сельского хозяйства и энергетики «посыпались» письма от региональных представителей топливного и аграрного бизнеса, а также от властей некоторых регионов с двумя неприятными вопросами. Во-первых, спрашивали жители многих российских областей, почему на большинстве автозаправок начали пропадать бензин и дизель, а во-вторых, почему на топливо, особенно на дизельное, так неудержимо растет розничная цена? Подробности – в материале FederalCity.
На дизтопливе работает вся сельхозтехника. Фото: ru.freepic.com
Такая тревожная ситуация с заправкой автомобилей возникла в Астраханской, Саратовской, Рязанской, Волгоградской и Новосибирской областях, а также в Калмыкии, Хабаровском Крае и Крыму. Больше всех ею обеспокоены представители аграрного бизнеса, так как настоящее время идет уборка урожая, а также посев озимых культур, а сельскохозяйственная техника работает, в основном, на более дорогом дизтопливе, которое она потребляет в огромных объемах – без него все полевые работы остановятся.
По мнению многих экспертов топливного бизнеса, причина нехватки бензина и дизеля на АЗС заключается как в логистических проблемах, так и плановых ремонтных работах на некоторых нефтеперерабатывающих производствах. Из-за введенных антироссийских западных санкций многие производители угля и другого топлива переориентировали свои поставки с запада на восток, что привело к перегруженности товарных поездов примерно в два раза, из-за чего все грузы, включая и бензин с дизелем, доходят до места назначения со значительным опозданием.
По словам представителя компании «GP Vympel», управляющей сетью АЗС в Саратовской области, Екатерины Савкиной, заправки сейчас в буквальном смысле «работают с колес», каждый день распродавая все, что им привезут, практически без остатков.
Здание Минэнерго в Москве. Фото: Яндекс.Карты
Не последнюю роль в нехватке топлива на АЗС Астраханской области сыграли ремонтные работы на Астраханском газоперерабатывающем комплексе. Проблемы не обошли даже сеть заправок «Газпрома»: на 22 из них наблюдались перебои с дизелем и бензином. Впрочем, есть надежда, что скоро, до конца месяца, ситуация разрешится. По словам министра промышленности, торговли и энергетики этого региона Ильи Волынского, комплекс через несколько дней вновь заработает в полную силу.
Но если проблема с дефицитом топлива, скорее всего, в ближайшее время будет решена, то как разобраться с ростом цен на него, пока неясно. В некоторых регионах в Федеральную антимонопольную службу поступили запросы, в которых местные Минсельхозы просят ее проверить обоснованность скачка цен на дизель. В частности, такой запрос направили в ФАС из Оренбургской области, а также из Южного федерального округа – генеральный директор расположенного там агрохолдинга «АгроГард» Павел Царев утверждает, что дизельное топливо, начиная с мая этого года, подорожало на четверть и что это, в конечном итоге, повлияет на отпускные цены на продукцию его предприятия.
Илья Волынский. Фото: страница министра ВКонтакте
Результатом всех таких обращений стало совещание, которое прошло 17 августа в Минэнерго РФ и в котором участвовали и представители Минсельхоза, и ключевые топливные компании. Руководству компаний рекомендовали сдерживать отпускные цены на бензин и дизель, особенно в регионах, где производят много сельскохозяйственной продукции.
Также на рост цен не топливо влияет слабеющий курс рубля, позволяющий экспортным компаниям более выгодно продавать нефтепродукты за границу. С 1 сентября изменится механизм демпферного правила, которое до недавнего времени сдерживало рост цен на топливо внутри страны. Согласно этому правилу, государство компенсировало потери экспортеров от менее выгодной продажи бензина и дизтоплива на внутреннем рынке, но с осени такие выплаты уменьшатся вдвое, а значит, компании, продающие топливо за рубеж, уже сейчас готовятся к этому безрадостному для них событию, закладывая в отпускную цену недополученные в будущем деньги.
По мнению некоторых экспертов, чтобы решить проблему роста цен, нужно вводить экспортные ограничения и обязывать топливные компании гораздо больше продавать своей продукции через биржу, внутри страны.