Кредитование против традиционных религий

Кредитование против традиционных религий
  Кредиты и религия. Коллаж: federalcity.ru

Практика кредитования стала нормой жизни и социальным феноменом – и в России, и во всем мире. А поддерживает ее мощная банковская сеть. Но все чаще раздаются голоса, что сама по себе идея кредита противоречит «традиционным ценностям». Для России, которая официально поддерживает таковые, это весьма важное утверждение. 

С другой стороны, кредитование было известно с древнейших времен – с Бронзового века, а, скорее всего, и раньше, и уж точно задолго до появления денег: первые ссуды давали и возвращали натурой. 

Протестовать против ростовщичества тоже начали еще в античности. Например, Аристотель в трактате «Политика» описывал его, как нечто противное природе. Однако более социально значим взгляд на это явление не философии, а религии. Как известно, традиционными в нашей стране признаются четыре конфессии: православное христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Имеет смысл рассмотреть взгляд на проблему каждой из них. 

Христианство. Не бери лихвы 

Ветхий Завет запрещает ростовщичества не как таковое, а лишь в отношении «братьев». В книге «Левит» сказано: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою». Однако в книге пророка Иезекииля о праведном человеке говорится: «В рост не отдает и лихвы не берет».

Для кредита нужен только паспорт. Источник фото: freepik.com

В одной из притч Нового Завета Христос говорит о рабах, выгодно распорядившихся серебром, вверенным им господином, и приумноживших через это его состояние, называя их добрыми и верными. Другой же раб, не использовавший серебро и вернувший его без избытка, был обличен: «Лукавый раб и ленивый! …надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью». Хотя, разумеется, притча есть притча и ростовщичество здесь всего лишь метафора. 

Так что прямого запрета на взимание процентов в Новом Завете тоже нет. Зато он прямо оформлен в выработанном Вселенскими соборами правиле, согласно которому священнослужители, занимающиеся ростовщичеством, низвергаются из сана. 

Против этого явления выступали и многие отцы Церкви, например, Иоанн Златоуст, писавший: «Ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже». А Василий Великий сравнивает ростовщиков с «бесами», «производящими падучую болезнь», которые «по лунным кругообращениям нападают на бедных». 

Институт религиозных дел выполняет функции банка Ватикана. Источник фото: wikipedia.org 

В Средние века Церковь несколько раз пыталась запретить ростовщичество в принципе, однако полностью этого сделать не удалось. Банкингом и кредитами под процентами промышляли в Европе и евреи, и ломбардцы, и братья-тамплиеры. Последние получили право на такие занятия от Римского папы, но это обернулось им же боком – орден был разгромлен в том числе и из-за своего экономического могущества. 

Впрочем, и собственно церковные структуры, например, аббатства, зачастую занимались кабальным кредитованием – иногда через тех же евреев. Ссуда под залог земли или иных ценностей давали также и православные монастыри, архиерейские дома и приходские церкви. В России в конце XV и первой половине XVI веков это стало причиной внутрицерковной борьбы нестяжателей и иосифлян. 

Последние одержали в ней условную победу, однако «нестяжательская» идея в церковном учении сохранилась до сих пор и влилась в осуждение современных рыночных реалий. «Церковь не может не беспокоить и практика финансовых спекуляций, стирающая зависимость доходов от затраченного труда», - сказано в Основах социальной концепции РПЦ. 

Иудаизм. «Братьям» - нельзя, «компаньонам» - можно 

Ветхий Завет, как сказано, запрещает ссуду под процент «братьям», но на чужаков этот запрет не распространяет. «Ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать», - сказано в книге «Второзаконие». Именно это стало причиной активного занятия евреями ростовщичеством в Средние века. 

Кадры из фильма Snatch

Достаточно легко обходился и запрет ссужать деньги под проценты единоверцам. На самом деле, судя по той же Библии и другим источникам, это происходило регулярно. Например, деньги давались нееврею с тем, чтобы он в свою очередь ссудил их еврею. А в конце XVI века для преодоления этого запрета выработали форму «разрешение на сделку», то есть участие кредитуемого в деле в качестве «компаньона». Заимодавец обеспечивал определенную сумму «для совместного предприятия», заемщик же «ограждал заимодавца от возможных убытков». Схема договора о партнерстве» («этер-иска») применяется и в современном Израиле. 

Ислам. Аллах объявит вам войну 

В исламе ростовщичество (риба) однозначно осуждается – еще со времен жизни пророка Мухаммада, когда между представителями двух мекканских кланов возник конфликт как раз по причине не выплаченных процентов. Это стало причиной появления в Коране соответствующих аятов: 

«Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо». 

В современном исламском толковании кредитование и банкинг допускаются на беспроцентной основе или с ограниченным процентом. В некоторых мусульманских странах ростовщичество запрещено законодательно. 

Буддизм. Счастье не иметь долгов 

Эта религия также настаивает на соблюдение этических норм в денежных отношениях. Говорят даже о «буддийской экономике», которая следует принципу минимизации страданий – в противовес западному принципу максимизации прибыли.

К кредитованию, впрочем, отношение у буддистов несколько более терпимо, чем в других традиционных российских конфессиях.

- Такого жесткого запрета, как у мусульман нет, - рассказал FederalCity буддийский монах Топпер Панньяавудхо. – Один из главных учеников Будды (и один из главных спонсоров) был банкиром – Анатхапиндика. Он давал деньги в заем. Правда, Будда в большей степени восхвалял благотворительность, нежели прямой расчет. Также Будда говорил о четырех видах мирского счастья, один из которых – это счастье не иметь долгов. И давал рекомендации буддистам одну четверть денег откладывать на черный день. 

В «Сутте о Долгах» перечислены последствия финансовой задолженности человека: 

«Таким образом, монахи, бедность, долги, выплата процентов, получение уведомление, преследование, рабство – это страдание в мире для того, кто любит предаваться удовольствиям». 

Священный банкинг 

Ради согласования вероучительных установлений и экономических реалий конфессии пытаются выстроить альтернативные модели банкинга. Наиболее известен мусульманский: первый такой банк был создан в Египте в 1963 году.  В Саудовской Аравии, на родине ислама, объем финансов халяльных банков составляет около половины от вращающихся в стране всех капиталов. Кредитные организации, основанные на законах шариата, действуют в 75 странах.

Имеются попытки создания подобной модели и от имени православия. Например, в 2015 году РПЦ и Совет муфтиев России учредили комиссию, которая должна разработать новую финансовую модель, базирующуюся на традиционных ценностях основных религий. 

Согласно сообщению экономиста Дмитрия Любомудрова, разработки новой финансовой системы велись в православном экспертном сообществе на протяжении последних десятилетий. Хотя пока особых результатов этого не заметно. 

Читайте также: Сбербанку гордиться нечем? 

Основной принцип, соблюдения которого требуют и ислам, и христианство в отношении работы с деньгами, един — запрет ростовщичества. 

Но все эти попытки, разумеется, не смогут переломить глобальную мировую тенденцию неуклонного закабаления людей через кредиты. Если говорить о России, то, получается, мечта о построении «традиционного общества» так и останется мечтой, и все разговоры о реальности этого ни на чем не основаны. 

Достаточно посмотреть на поведение руководства нашего Центробанка, то понижающего, то повышающего процентные ставки, чтобы осознать: построение «традиционного общества» волнует его в самой малой степени. Так что нашим политикам, продвигающим такую модель, следует «или крестик снять, или трусы надеть». 

На самом деле сама по себе цель эта изначально утопична. Во-первых, как видим, само «традиционное» общество нельзя идеализировать. А во-вторых, все традиционные религии утверждают, что чем ближе к концу света или окончанию очередного мирового цикла, тем хуже становится в мире жить и тем более деградирует человечество. И без вмешательства высших сил исправить это невозможно.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен