Советский "Шаттл" – триумф конструкторов и ограниченность политиков

Советский "Шаттл" – триумф конструкторов и ограниченность политиков
  Многоразовый корабль "Буран" на околоземной орбите. Источник: севлайф.ру.

35 лет назад, 15 ноября 1988 года, свой единственный полет совершил многоразовый космический корабль "Буран". О печальной судьбе последнего успеха советской космонавтики – в обзоре FederalCity.

Успешный запуск с космодром Байконур и 205-минутный полет отечественного космического "челнока" мгновенно стали мировой сенсацией. Для США это было ударом и означало конец монополии на проект "Шаттл".

Еще более сильным вызовом для американцев стала посадка "Бурана" – она произошла в автоматическом режиме, в то время как аппарат из США мог приземляться только на ручном управлении. Нет сомнения в том, что "Буран" стал вершиной советской космонавтики.

Проект по созданию системы "Энергия-Буран" стал ответом Советского Союза на успешную реализацию американцами программы "Спейс-Шаттл". Помимо вывода на орбиту грузов и доставки астронавтов, у многоразового челнока были и военные задачи. В условиях постоянной гонки вооружений и соперничества в околоземном пространстве СССР не мог позволить США вырваться вперед.

Специально для создания советского многоразового космического корабля в 1976 году было образовано НПО "Молния", а его генеральным директором был назначен Глеб Лозино-Лозинский, занимавшийся до этого разработкой аэрокосмической системы "Спираль". 

Коллектив создателей проекта "Энергия-Буран". Источник: https://vk.com/wall-107523729_159436.

К проекту было подключено 70 министерств и ведомств, более 1280 предприятий и около 1 миллиона человек, а тем или иным косвенным образом над проектом трудилось до 3.6 миллионов ученых, инженеров, рабочих.

В конечном итоге, после 12 лет напряженной работы, к старту были готовы уже и корабль, и ракета-носитель "Энергия". Пуск состоялся в 06:00 по московскому времени 15 ноября 1988 года и прошёл идеально. Спустя 467 секунд после старта двигатели "Энергии" отключились, а ещё через 15 секунд "Буран" отделился от неё и отправился в свободный полёт. Корабль повернулся к Солнцу днищем и за полтора витка вокруг планеты провёл 4 сеанса связи с землёй, в ходе которых на борт передавались данные необходимые для полёта и посадки, а обратно — телеметрия и телевизионный сигнал с установленной на месте пилота камеры.

Посадка "Бурана" была столь плавной, что завязанная на степень сжатия амортизаторов автоматика выпуска тормозного парашюта сработала лишь тогда, когда корабль начал опускать нос и шасси сжалось под весом корабля. Несмотря на сильный ветер, пролетев почти 100 тысяч километров, челнок коснулся ВПП аэродрома Байконур с отклонением всего в 9 метров вправо и с недолётом в 190 метров от расчётной точки касания. Это был однозначный успех и задел на будущее.

Читайте также: США и Китай уверенно теснят Россию в космосе

Ракетоноситель "Энергия" и космический корабль "Буран" перед стартом. Источник: vk.com/wall-107523729_159436.

Следующий запуск должен был намечен на 1991 год, но больше ни один из "Буранов" не взлетел – в дело вмешалось политическое руководство СССР во главе с генсеком Михаилом Горбачевым. Его сумели убедить в ненужности и нерентабельности многоразового космического корабля. В 1990 году финансирование проекта было приостановлено, а двумя годами спустя, уже при Борисе Ельцине, полностью прекращено.

Всего на разной стадии постройки было 5 "Буранов", на данный момент уцелел только один – сейчас он находится в музее космодрома Байконур.

"Заделы по "Бурану" не пропали. Автоматическая самолетная посадка дала жизнь истребителям пятого поколения и многочисленным беспилотникам. Просто мы, как это было и с искусственным спутником Земли, оказались первыми. Уникальные технические решения могут быть развиты в "Буране-М". Новый, модифицированный с учетом последних достижений, корабль должен стать очень быстрым, надежным и удобным средством для межконтинентальной авиакосмической перевозки грузов, просто пассажиров и туристов", - говорил бывший начальник отдела НПО "Энергия", профессор МАИ, доктор технических наук Валерий Бурдаков.

На смену углеводородной грядет эра атомной и солнечной энергетики, немыслимой без широкого использования самых разных космических средств. Не исключено, что "Бураны" вновь поднимутся в космос – с иными двигателями, а может, и на других физических принципах.

"Буран" на самолете Ан-225 на авиашоу в Ле-Бурже, Франция, 1989 год. Источник: airliners.net.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен