Отданный иностранным концернам приоритет стал причиной значительного сокращения производственной базы отечественного автопрома – эксперт FederalCity, ведущий аналитик агентства "Версии и факты" Борис Ливен.
- Судя по итоговой статистике за год, ситуация на авторынке России по сравнению с довоенными данными практически не изменилась – АвтоВАЗ удерживает 30% рынка, остальное – за зарубежными автоконцернами. Только вместо западных машин первую скрипку играют китайские марки. Получается, что вместо одной зависимости мы приобрели другую. Есть ли выход из замкнутого круга?
- Да, зависимость не только осталась, но и даже усугубилась. Дело в том, что немецкие, японские и корейские автогиганты не просто завозили в Россию свою продукцию, но и строили у нас заводы, где собирали авто с разной степенью локализации. В то время как Китай на данный момент инвестировать в производство на территории РФ не намерен, единственное исключение составляет Haval.
Немного цифр. На фоне ухода из России и прекращения поставок из ЕС, Южной Кореи, Японии китайские компании многократно нарастили объемы продаж на российском рынке. За январь-ноябрь 2023 года тот-же Haval продал 96.3 тысячи автомобилей (+224%), Chery – 105.6 тысяч (+235%), Geely – 79.9 тысяч (+259%), Changan – 39.9 тысяч (+1708%). А бренд Omoda (подразделение Chery) увеличил продажи практически на 25 000% (!).
Завод по производству китайских автомобилей Haval в Тульской области. Источник: gubernator71.ru.
При этом следует учитывать, что пока по большинству китайских брендов в РФ не налажена должным образом сеть гарантийного обслуживания, хромают программы лизинга и льготного кредитования, есть проблемы с недобросовестными дилерами. Уверен, что все эти проблемы со временем будут решены, однако без хотя бы 60% локализации производства обойтись китайцам будет сложно из-за все возрастающей конкуренции между автопроизводителями из КНР.
А что же российский автопром? Здесь следует признать, что до 2022 года стратегия развития автомобильной промышленности вела в тупик – по причине приоритета, который был отдан ответственными за отрасль лицами западным концернам.
Сборка двигателей автомобилей концерна Volkswagen на заводе в Калуге. Источник: vonauto.ru.
Ставка была сделана именно на них, на их компетенции и технологии, и до определенного момента она была оправдана. Но вот начался военный этап противостояния с Западом, и зарубежные автоконцерны ушли или заморозили производство.
И вот тогда выяснилось, что отечественный автопром в условиях жесткого импортозамещения работает с натугой. Благо, что место немцев, корейцев и японцев заняли фирмы из Поднебесной. Но ведь без создания автомобильной промышленности, на 100% не зависящей от иностранных компонентов – говорить о нормальном развитии российской экономики говорить не приходится.
В правительстве РФ это понимают. Премьер Михаил Мишустин поставил задачу возобновить сборку автомобилей на оставленных западными концернами заводах, и к 2028 году выйти на выпуск 1.3 миллионов автомобилей в год, причем две трети должны составлять полностью отечественные машины.
С учетом того, что Китай намерен реализовать в 2024 году в РФ более 1 миллиона легковых и грузовых авто, задачу Мишустин поставил амбициозную. Бороться с китайскими машина можно только двумя способами – ценой и качеством. И здесь российскому автопрому придется пройти очень сложный путь, восстановив компетенции и наладив выпуск комплектующих по всей цепочке высокотехнологичных предприятий.
Сборочная линия завода АвтоВАЗ в Тольятти. Источник: 5koleso.ru.