Угроза безопасности и будущему детей – как цифровизация меняет российские школы

Угроза безопасности и будущему детей – как цифровизация меняет российские школы
  Цифровое образование. Иллюстрация сгенерирована нейросетью

Образование – важный индикатор развития любой страны, который отражает её экономическое развитие, качество жизни, инновации и научные достижения, социальную стабильность. Проще говоря, если в образовательной системе проблемы, то и в других аспектах жизни общества они тоже неизбежны. После кризиса 90-х годов власти плотно взялись за модернизацию, а с развитием интернета и за цифровизацию российского образования – на свет появились ЕГЭ, ФГОСы, электронные дневники, дистанционные технологии обучения, рейтинговая система оценки достижений студентов и школьников и многое другое. Реформы постепенно «закапывали» проверенную и годами бесперебойно работающую систему образования. О снежном коме под названием «цифровизация», в материале FederalCity. 

Обещанного реформаторами прогресса отечественного образования так и не произошло. Сегодня с трибун продолжают звучать заявления, что сфера образования недополучает финансирования, учителей не хватает, образовательные программы не соответствуют требованиям рынка труда, качественное образование доступно не всем. Более того, пока на «развитие» образования тратили миллиарды рублей, в России сокращалось количество детских садов и школ. Согласно краткому статистическому сборнику «Образование в цифрах: 2022», с 2000 года в стране закрылось больше 28 тысяч городских и сельских школ, количество дошкольных организаций за семь лет, с 2014 по 2021 годы, снизилось с 41,3 до 33,9 тысяч. 

Образование в цифрах: 2022: Скриншот из краткого статистического сборника 

Все успехи и провалы реформ так или иначе отражаются на главных участниках образовательного процесса – педагогах, учениках и их родителях. Самым «громким» новшеством после введения ЕГЭ в 2009 году стало дистанционное обучение, с которым школы и вузы вынужденно столкнулись во время пандемии коронавируса. 

Уже тогда мнения насчёт непривычной для традиционной школы формы преподавания в обществе разделились: одни сочли дистант злом во плоти – плохая организация, вред для здоровья, потеря живого общения с учителями и одноклассниками, дискриминация детей по обеспеченности родителей, другие, напротив, начали говорить о повышении самостоятельности школьников и их интереса к учебе. 

Читайте также: В школе необоснованно много задают на дом. Как с этим бороться?

Одним из главных минусов перехода на дистанционное обучение во время карантина стало падение успеваемость школьников. Итоги международного исследования PISA–2022 показали - снижение уровня знаний школьников произошло по всем направлениям — математической, читательской и естественно-научной грамотности. Россия также признала, что перерыв в очном обучении негативно повлиял на оценивание результатов образования. 

«…представители вузов по итогам приёмной кампании 2022 года заметили: у абитуриентов результаты ЕГЭ намного хуже, чем у первокурсников прошлого года. Прежде всего ухудшились результаты по физике, математике. Одна из причин — что в 2020-2021 годах эти предметы ученикам приходилось изучать, используя дистант. Жизнь показала: дистанционное образование не может быть полноценной заменой классического», - сообщал тг-канал председателя Госдумы Вячеслава Володина

Вместо того, чтобы сделать выводы и подумать над тем, как компенсировать потери, «цифровизаторы» используют любую возможность для введения дистанционки – сильные морозы, карантин, ремонт, выборы – число поводов для перевода детей с очного на дистанционное образование медленно, но верно растет. Чиновники используют любую возможность. Не осталась без внимания даже недавняя трагедия в Красногорске. Телеграм-канал Родительское Всероссийское Сопротивление рассказал, что под предлогом борьбы с последствиями теракта в соцсетях пошли «вбросы», что школьники и студенты испуганы и поэтому нужно ввести дистанционку. То ли дело массовые мероприятия, их запрещать и отменять никто не стал. 

«Создается впечатление, что власть имущие более заинтересованы в том, чтобы снизить уровень образования населения, чем повысить его безопасность. Главное – сохранить доступность зрелищ и развлечений. Мысль о том, насколько уместно это в условиях войны, правительственным чиновникам, видимо, в голову даже не приходит.», - пишет канал. 

Кстати, после теракта в Красногорске даже те родители, которые ранее были против внедрения дистанционного обучения, задумались о том, что в школах с камерами, рамками и охраной может быть небезопасно, дистант представился неким благом, которое может защитить от угроз. 

«Сама всегда против дистантов. Но зная, что у нас из охранников школы только странная женщина и рамка- металлоискатель, мозг фантазирует на полную катушку.», - пишет пользователь Vika Vika в телеграм. 

Читайте также: На форуме в Давосе объявляют о намерении избавиться от среднего класса в богатых странах

Всё больше людей уверены, что новые «цифровые» ФГОСы, новые правила обучения вбивают последний гвоздь в крышку гроба традиционной российской/советской школы, ставят крест на обучении в классах с обычными меловыми досками, живым учителем, бумажными учебниками, тетрадями, ручками и карандашами. 

«…в современной России, действительно проблема цифровизации образования, и для этого используют и возможность перевести школы на карантин и дистант. Поскольку у государства нет цели "здоровые и образованные дети", но есть цель "проводить свою политику закрепощения посредством электронных технологий", короче, цели свои, далёкие от нужд основного населения.», - пишет пользователь Maria в телеграм. 

Если вбить в поисковую строку браузера «раньше образование», можно увидеть, что самым популярным продолжением запроса будет «…было лучше». Наверняка многие встречали в сети мемы, которые в утрированной форме демонстрируют то, как в разные годы менялись подходы к отечественному образованию: если раньше школьники могли спокойно рассчитать площадь сложной фигуры, то теперь старшеклассникам предлагают просто закрасить прямоугольник или рассказать о том, что изображено на картинке. 

Скриншот из открытых источников 

В сегодняшнем стремлении властей к цифровому прогрессу и трансформации традиционного образования эксперты видят угрозу будущему детей и государства. Ведь только образованные люди знают и понимают историю, политику и культуру, меньше поддаются манипуляциям и пропаганде, это сильные кадры, способные развивать науку и технологии, в том числе военные и медицинские. «Цифровое» же поколение школьников – это риск выхода на рынок труда молодых людей без необходимого запаса знаний и с нарушенной психикой. В своё время Лев Толстой говорил, что «сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это, и потому всегда будет бороться против просвещения», и, может быть, был прав? 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен