Известный историк, специалист по наполеоновским войнам, "отец российской реконструкции", доцент Санкт-Петербургского университета 63-летний Олег Соколов в ночь с 7 на 6 ноября в своей квартире застрелил из обреза 24-летнюю Анастасию Ещенко.
После этого он скрыл тело в одной из комнат, а на следующий день принимал гостей, которые не догадались о трагедии. Потом купил пилу и начал расчленять тело. Его части он пытался по отдельности топить в реке Мойке, на набережной которой жил. Однако успел сделать это только с торсом и ногами девушки - попав при этом на камеру наблюдения. Когда он пытался утопить руки, сам упал в воду и был вместе со своим страшным грузом извлечен из воды спасателями.
Как позже пояснил Соколов, признавшийся в преступлении, расчленять тело ему было противно, поэтому он поддерживал свою психику алкоголем. Но перебрал и из-за этого свалился в воду.
Анастасия Ещенко. Фото из соцсетей
Он рассказал, что с девушкой его связывали любовные отношения. Ночью у них вспыхнула ссора, которая закончилась убийством. По свидетельству брата потерпевшей, живущего в Краснодаре, откуда Ещенко родом, она звонила ему той ночью и рассказала, что Соколов не отпускал ее на какую-то вечеринку. Из-за этого они разругались и она собирается от него уйти (они жили вместе в самом центре Петербурга). Однако позже, когда брат перезвонил ей, она сообщила, что помирилась с возлюбленным. Вероятно, убийство произошло сразу после этого.
Сначала Соколов был в больнице с сильным переохлаждением, потом его доставили в отделение полиции и допросили. Сегодня Октябрьский районный суд должен избрать ему меру пресечения.
Олег Соколов является весьма значительной фигурой в ученой среде. Его заслуги в деле исследования эпохи Наполеона Бонапарта признаны в мире, за это он даже стал кавалером французского ордена Почетного легиона.
Кроме того, Соколов - один из столпов отечественного реконструкторского движения. Собственно, он и начинал его еще в 70-е годы прошлого века, в СССР.
Однако уже давно ходит множество историй о патологических сторонах его личности. Некоторые считают, что он отождествляет себя с французским императором, заставляя окружающих называть себя сир и надевая генеральский мундир наполеоновской армии. Хотя другие говорят, что Сир - всего лишь прозвище, принятое в реконструкторской среде.
Многие СМИ тиражируют историю про другую девушку, которую Соколов более десяти лет назад подверг истязаниям за то, что она хотела его покинуть. Однако подтверждения этой истории до сих пор нет.
Заявление в прокуратуру по поводу действий Олега Соколова
Но в любом случае ученый был подвержен агрессии. Например, несколько лет назад во время реконструкции на Бородинском поле чуть не устроил массовое побоище, приказав членам своего клуба атаковать других реконструкторов.
Однако все эти происшествия не имели правовых последствий.
- Как будет историческая наука российская выходить из-под этого удара, я правда не знаю, - сокрушается известный журналист и автор книг по истории Армен Гаспарян. - Это убийство перечеркивает жизнь исследователя Соколова.
Множество комментариев связывает преступление с бонапартизмом Соколова и даже с тем, что он "слишком вжился в образ Бонапарта". Некоторые при этом доходят до того, что призывают запретить историческую реконструкцию в России.
Появилось и множество околополитических мнений. Например, один известный телеграм-канал попытался связать Соколова с монархическим движением и с личностью депутата Госдумы Натальи Поклонской. Это говорит лишь о невежестве авторов канала: бонапартизм как политическая концепция противоположен легитимизму российских монархистов.
Другие комментаторы высказывают протест против развернувшейся информационной вакханалии.
- Какое-то запредельное число комментаторов предсказывает убийство профессором своей сожительницы задним числом, - пишет телеграм-канал "Ночной губернатор". - "Питерец, реконструктор-наполеоновед, жил со своей студенткой... А что вы еще от такого хотите?" Думаю, что эта мудрость была бы чуть более востребована, если бы обладающие ею люди делились бы ей столь щедро не после убийства, а до него.
- Не надо, на этой трагедии паразитируя, пытаться выстраивать себе какой-то дополнительный дивиденд, - говорит Армен Гаспарян. - Особенно пикантна в этом отношении смычка радикальных либералов и радикальных леваков.
Олег Соколов и Анастасия Ещенко на реконструкторском балу. Фото из соцсетей
- Некоторые граждане умудряются найти тему для веселья в истории на Мойке, - возмущается писательница Елена Чудинова. - Чего у них нет? Дочерей? Воображения? Понимания, что беда может войти в их собственную дверь, ровно так же, как входит в чужую? Преподаватель высшего (и не последнего в ряду) учебного заведения то ли обезумел, то ли деградировал до зверского убийства. Погибла молодая девушка. Сопровождающие обстоятельства чудовищны. А вы не боитесь, что за некоторый юмор судьба наказывает особо веселых шутников?
- Процент "чикатил" в каждом обществе, даже самом развитом, примерно одинаков, - полагает телеграм-канал "Майор и Генерал". - Это не зависит ни от культуры, ни от экономики, ни от состояния правоохранительных органов и уж тем более не от коррупции. Ни тюрьма, ни даже электрический стул таких не напугает. Главная задача государства - чтобы "цапков" в нем больше не появлялось. А тут... Каждого, увы, на военно-врачебной комиссии не проверишь, да и та - совсем не гарантия...
Поиски останков Анастасии Ещенко в Мойке, 9 ноября 2019 года. Фото Александра Демьянчука, ТАСС / Scanpix / LETA
- Очень большой соблазн связать это жуткое преступление с особой нуарной "питерской атмосферой", - рассуждает в беседе с ИА FederalCity писатель Павел Ганипровский. - Холодная мрачная ноябрьская ночь, пустынная набережная, призрачный свет фонарей, черная вода Мойки, безумный ученый сбрасывает туда расчлененную любовницу... Достоевщина... Между прочим, по словам местных жителей, в 90-х годах во дворе дома, где произошла трагедия, англичане снимали фильм по "Преступлению и наказанию". Ну и бонапартизм тут тоже вырисовывается по литературным убийцам-наполеономанам - Родион Раскольников, Жюльен Сорель, Олег Соколов... Однако, если присмотреться, видишь обычную "бытовуху". Пожилой преподаватель ревнует юную любовницу-аспирантку, убивает ее и неуклюже пытается скрыть следы преступления. Попытка с негодными средствами - его бы все равно поймали, даже если бы он не свалился в воду. Вот если бы он действительно нарядил убитую в красивое платье, завалил цветами, оставил ее в квартире, надел наполеоновский мундир и застрелился публично, как якобы хотел, это бы смахивало на нуарное безумие. А так - просто зверство, страшное, дикое и унылое.