Дистанционное обучение внедряют под предлогом разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти

Дистанционное обучение внедряют под предлогом разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти
  дистанционное обучение. Фото: mos.ru

Юрист, правозащитник, экс-кандидат в депутаты Мосгордумы Клим Лихачев предлагает свой взгляд на ситуацию с постепенным внедрением в российское образование дистанционного обучения. 

В 2020 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации сенаторами от партии власти был внесен проект федерального закона № 957354-7 с неприметным на первый взгляд названием "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

В положительном и очень кратком официальном отзыве Правительства Российской Федерации прямо указана причина поддержки законопроекта: 

"Указанные изменения направлены на законодательное закрепление положения о разграничении полномочий Министерства просвещения и Министерства науки в части установления порядка применения электронного обучения…".


Другими словами – необходимо решить простой "рабочий" вопрос: разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти, и ни слова о полномасштабном внедрении дистанционного обучения в жизнь учеников. Еще в 2017 году Министерство образования и науки Российской Федерации заявляло, что дистанционное обучение является лишь технологией (инструментом) обучения и не может собой заменить очную форму обучения. 



Вместе с тем, в самой пояснительной записке к законопроекту раскрываются действительные цели этой инициативы. Внесение изменений в статью 16 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с наделением Минпросвещения России полномочием по утверждению Порядка применения электронного обучения…повлечет корректировку подзаконных нормативных правовых актов в части регламентации роли и обязанностей педагогических работников, определения перечня преподаваемых в таком формате предметов, выполнения домашних заданий, продолжительности урока и тд. А это и есть абсолютно осязаемое, максимальное внедрение дистанционной технологии в очное образование, от которого в случае успеха кампании останется только одно название. Поэтому предвосхищая возможные судебные споры, связанные с отменой добровольно-принудительного перехода каждого образовательного учреждения на дистанционное обучение, родительские комитеты будут проигрывать любые разбирательства. Суды в своих решениях будут указывать на то, что очная форма обучения осталась, а потому права и законные интересы обучающихся не нарушены. 


Конечно, пока такие нормативные подзаконные акты еще не представлены родителям школьников, так как не принят сам федеральный закон. И каждый директор школы может призывать родителей к спокойствию, а чиновники – заявлять о том, что права ученика на доступное качественное образование не нарушено. 

Как сообщают в родительских Telegram-чатах, для каждого директора московской школы это политический вопрос, "некорректное" решение которого может привести к потере его хлебной должности. Уже сейчас на пороге многие родители столкнулись с некоторым сопротивлением, уговорами со стороны классных руководителей, где-то прошли встречи с директорами школ. Их основная задача – убедить родителей отозвать поданные ими индивидуальные и коллективные заявления об отказе от дистанционного обучения, регистрации электронных дневников, сбора персональных данных, так необходимых чиновникам для перехода на дистанционное обучение. Конечно, подавших заявления родителей убедить в том, что дистанционное обучение временная мера, не получается, но такая работа ведется.

С тем, что введение дистанционного обучения – это решение политическое, согласна и депутат Мосгордумы Елена Янчук. Она отмечает, что страшны не технологии, а их применение, которое зависит от того, в чьих руках они находятся и в чьих интересах применяются. Сейчас технологии – это политика в интересах олигархов по масштабному внедрению дистанционного образования, установление биометрического контроля с одновременной продажей персональных данных. 

Депутат Мосгордумы Михаил Тимонов считает вопрос дистанционного обучения сложным, при этом разделяет обеспокоенность родителей. 

Депутат не поддерживает необходимости введения дистанционного обучения в Москве: 

"Пока никто в цифрах не объяснил мне, почему сейчас можно использовать общественный транспорт, ночные клубы и жить в хостелах, а ходить в школу с шестого класса – нельзя. И почему именно с шестого. Возможно это так. Но лично мне это пока не очевидно". 

И действительно, данные о заболеваемости школьников не раскрыты общественности. Через СМИ сейчас вбрасываются данные манипулятивного характера, по которым нельзя определить действительное положение дел. Так, еще 28 сентября глава Роспотребнадзора Анна Попова проговорилась, что носителями коронавируса среди школьников являются не более 2 % от числа российских школьников. А потом опять информационный вакуум. А недавно вдруг мэр Москвы Сергей Собянин, комментируя продление дистанционное обучения в Москве, заявил, что заболеваемость школьников снизилась в два раза. Да только от какой величины считать снижение заболевания в два раза, так никто и не рассказал. 

Все, что нужно для дистанционного образования. Фото: mos.ru 

По имеющимся Методическим рекомендациям по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий можно спрогнозировать вектор развития дистанционного обучения в России, школам рекомендовано принимать соответствующие локальные акты, регламентирующие порядок организации дистанционного обучения, продолжительность уроков может быть сокращена на 25 %, а очное обучение в соответствии с локальными актами заменено весьма ограниченными консультациями с учителем. При этом всю информацию о дистанционном обучении будет рекомендовано сделать доступной для родителей до момента заключения соответствующего договора обучения. То есть при принятии решения о месте обучения родители ребенка будут представлять, в какой школе они могут получить очное, а в какой очно-дистанционное обучение или полностью дистанционное. До настоящего времени не определен перечень предметов, по которым дистанционное обучение в общеобразовательных школах не допускается. Ожидается создание определенного рейтинга, когда школы с возможностью получения простого полностью очного образования без применения дистанционных технологий будут занимать верхние места топа. 

Депутат Мосгордумы Дмитрий Локтев полагает, что внедрение дистанционного обучения представляет определенный интерес и для строительного лобби. В случае его внедрения возможно будет забирать территории школ под застройку или не планировать их строительство при планировании новых кварталов. 

Участники движения "Родители Москвы". Источник: телеграм-канал "Родители Москвы и МО за очное образование" 

Важно понимать, что каждый родитель самостоятельно определяет систему и форму обучения своего ребенка. И если раньше крупная социальная группа родителей школьников считали себя вне политики, "закрывая глаза" на снос памятников истории, варварскую и точечную застройку города, оптимизацию здравоохранения, вырубку парков, загрязнение воздуха в столице, то теперь они понимают, что дистанционное образование вторгается в их относительно спокойную жизнь и никто, кроме них самих не заинтересован в защите прав и законных интересов своих детей.

19.10.2020 г было создано общественное движение "Родители Москвы" и уже сейчас к движению присоединились более 7 000 человек. Созданы чаты, мобильные точки сбора подписей под общемосковским обращением к Президенту России.

Клим Лихачев 

Ранее ИА FederalCity сообщало, что жители Москвы и эксперты опасаются, что дистанционное образование власти готовы сделать обыденным элементом образовательного процесса. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен