Российские шедевры возвращаются домой. Но не все

Российские шедевры возвращаются домой. Но не все
  Выставка коллекции Морозовых в Париже. Источник: ТГ-канал "Политика Страны"

Первая партия картин из собрания Морозовых прибыла в Россию из Франции. По словам спецпредставителя Президента по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкова, полностью собрание должно возвратиться в нашу страну в начале мая.

Какие именно вернулись полотна и из каких музеев, Швыдкой, однако, не уточнил, лишь добавив, что по выработанной «формуле» все находящиеся сейчас за пределами России принадлежащие ей произведения искусства вернутся после окончания работы выставок, на которых они демонстрируются.

Как ранее сообщало ИА FederalCity, коллекция шедевров живописи конца XIX – XX века из собрания дореволюционных предпринимателей-меценатов Михаила и Ивана Морозовых выставлялась во французской столице. В экспозиции присутствовали картины из собраний музеев России, в частности, Эрмитажа, Третьяковки и Пушкинского – около двух сотен работ Гогена, Ренуара, Матисса, Боннара, Ван Гога и других знаменитых живописцев. 

В частности, в коллекции имеются такие всемирно известные шедевры, как «Женщина, держащая плод» Поля Гогена, «Девочка на шаре» Пабло Пикассо, вид моста Ватерлоо Клода Моне.

«Женщина, держащая плод» П. Гогена. Источник: "Википедия"

Сначала работа выставки предполагалась до 22 февраля, но из-за повышенного интереса публики сроки отодвинули до 3 апреля. Однако после начала спецоперации России на Украине некоторые западные СМИ стали выступать с предположениями, что экспонаты могут быть конфискованы в порядке антироссийских санкций.

Это вызвало большое возмущение в российском обществе и предложения «симметричного ответа», то есть, конфискации произведений искусства западных стран, находящиеся сейчас на выставках внутри России. 

Однако, судя по начавшемуся процессу возвращения произведений из собрания Морозовых, и по более раннему возвращению других произведений, экспонировавшихся в Италии и Японии, через границу с Финляндией, о чем также сообщало ИА FederalCity, конфликт пока удалось разрешить.

«Девочка на шаре» П. Пикассо. Источник: "Википедия"

- Прекрасная новость, - пишет телеграм-канал «Записки декабриста». – У пиратов XXI века постепенно просыпается совесть. Или же, в отличие от американских и иных европейских «партнеров», французские власти не утратили способности к исполнению подписанных договоренностей. Или дело в стремлении Макрона понравиться цивилизованным гражданам Пятой республики перед вторым туром президентских выборов. Как бы то ни было, новость замечательная.

Впрочем, кое на что наши западные «непартнеры» руки все-таки наложили. Появились сообщения, что французскими властями изъяты два полотна, принадлежащие не музеям, а пребывающим под санкциями частным лицам. Речь идет об «Автопортрете в сером» кисти Петра Кончаловского и портрете Тимофея Морозова работы Валентина Серова. Первая картина принадлежит банкиру Петру Авену, а вторая – московскому Музею искусства авангарда, которым владеет бизнесмен Вячеслав Кантор.

О том, что с возвращением этих полотен имеются трудности, подтвердил и Швыдкой. Однако посольство РФ во Франции эту информацию пока не подтвердило.

"Автопортрет в сером" П. Кончаловского. Источник: ТГ-канал "Политика Страны"

— Это хороший урок всему миру на будущее, - высказался по поводу конфликта вокруг российских картин экс-президент РФ Дмитрий Медведев. – Если не хотите, чтобы ваше имущество оказалось под арестом, в третьем десятилетии XXI века нельзя верить на слово властям европейских стран.