Проблема картелей на рынке питания Петербурга требует изменения законов о конкуренции

Проблема картелей на рынке питания Петербурга требует изменения законов о конкуренции
  Столовая. Фото с сайта ru.freepik.com

Законодательство в сфере социального питания в Петербурге, признанной Управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС) самой картелизированной в экономике города, нуждается в изменении и ужесточении для решения проблем с рыночными сговорами поставщиков.

Санкт-Петербург с 2018 года столкнулся с чередой скандалов в сфере соцпитания. УФАС признало данную отрасль экономики самой картелизированной. Сговоры поставщиков на рынке питания приводят к финансовому ущербу для бюджета. По официальной статистике, в России картельные сделки наносят вред в размере около 2% ВВП. В Петербурге всего за два года антимонопольное ведомство выявило шесть картельных сговоров. При этом выявленные поставщики, нарушающие законодательство о конкуренции, продолжают участвовать в госзакупках и получать крупные контракты, пользуясь лояльностью правовых норм, действующих в данный момент. Для решения проблемы картелей на рынке питания требуется изменение законодательства в сторону ужесточения требований и ответственности для комбинатов, уличенных в картельных сделках.

Картели захватили рынок питания Петербурга

В мае 2020 года УФАС сообщало о выявлении пяти картелей в сфере социального питания в Петербурге с 2018 года. В декабре 2020 года подтвердился шестой сговор, между компаниями АО «Фирма Флоридан» и АО «Артис – детское питание» на общую сумму контрактов 450 млн рублей. В картельной схеме с поставщиками участвовали также ООО «Юридическое бюро «Авангард» и администрации Кировского района Петербурга. 

ФАС РФ. Фото с сайта: mo.fas.gov.ru

Для «Фирмы Флоридан», как и для «Артиса», данный картель стал уже третьим. «Флоридан» ранее фигурировал в сговоре с тем же «Артисом», а также «База Мария» и «Лимак-Нева» в Выборгском и Приморском районах, а также с компаниями «КСП Василеостровского района» и «Воскресенье» в Василеостровском районе

«Артис – детское питание», в свою очередь, осуществлял сговор в двух вышеупомянутых картелях с «Флориданом», а также с ООО «База Мария», ООО «Лимак-Нева», ООО «СПб Спец Строй», ООО «Евроспецсервис», ООО «Специализированная торговая компания», ООО «НУР» и ООО «Невская дистрибьюторская компания» в Колпинском районе

Другими словами, крупные поставщики питания неоднократно становились фигурантами дел УФАС о картелях, однако продолжают заключать контракты и одерживать победы на аукционах, пользуясь крайне лояльным к нарушителям законодательством.

Закон требует доработки

Согласно ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ (Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности), участие в картельной сделке влечет наложение штрафных санкций на физлиц от 25 до 50 тысяч рублей, а на компании - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

За нарушение антимонопольного законодательства существует и уголовная ответственность. Ст. 178 УК РФ (Ограничение конкуренции) предусматривает даже тюремное заключение на срок до трех лет с запретом занимать определенные должности. Однако данная норма фактически не применяется, когда речь идет о картелях в сфере питания. Ведь все компании, которые участвовали в сговорах на рынке, подвергаются лишь административной ответственности и продолжают работу.

В законодательных нормах существует механизм, позволяющий привлечь компании к иной финансовой ответственности и внести ограничения в их работу. В определенных случаях поставщики питания могут быть внесены в список недобросовестных поставщиков на два года, что существенно усложняет компаниям участие в аукционах и конкурсах. Однако и данная норма неэффективна, поскольку условия попадания в данный список не включают заключение картельных сделок. 

Попасть в список недобросовестных поставщиков, согласно ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, можно в трех случаях – уклонение от заключения контракта, расторжение контракта по решению суда за нарушения со стороны поставщика, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по вине поставщика. По сложившейся практике, уличенный в картельном сговоре поставщик либо продолжает исполнять условия контракта до конца, либо расторгает контракт с учреждением по «обоюдному согласию».

Столовая. Фото с сайта ru.freepik.com

Школы и детские сады, которые находятся на бюджетном финансировании, не стремятся через суд добиваться решения о вине поставщика в расторжении контракта. Не практикуется и односторонний отказ заказчика. Ведь для расторжения контракта в одностороннем порядке нужно провести экспертизу, которая может подтвердить нарушение условий контракта, а бюджет образовательных учреждений жестко ограничен, и такие траты просто не предусмотрены. 

Другими словами, заказчики избегают проблемных моментов, позволяя поставщику отделываться штрафом за заключение картельных контрактов. По факту недобросовестные поставщики не попадают в соответствующий список и продолжают участвовать в госзакупках на миллионы рублей. К примеру, трижды уличенная в картельных сделках «Фирма Флоридан» имеет выручку в 1,6 млрд рублей, при этом с 2018 по 2019 года компания увеличила выручку на 101 млн рублей. 

Для решения проблемы картелей на рынке питания в Петербурге необходимо изменение законодательства в части расширения условий признания поставщиков недобросовестными. При выявлении ФАС России и его территориальными подразделениями сговоров на рынке, это должно становиться основанием для внесения участников в список недобросовестных поставщиков. Кроме того, следует ужесточить штрафные санкции за антимонопольные нарушения. Ведь на данный момент нарушивший закон поставщик выплачивает штраф на несколько миллионов рублей, но ущерб от его деятельности может исчисляться миллиардами. 








Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен