Юбилей снятия блокады Ленинграда вызвал скандалы и прорывы в отечественном кинематографе

Юбилей снятия блокады Ленинграда вызвал скандалы и прорывы в отечественном кинематографе
  Кадр из фильма "Коридор бессмертия"
В Петербурге в присутствии Президента Путина прошли торжества, посвященные 75-летию полного снятия блокады Ленинграда. Среди прочих акций к этой дате вышло и несколько фильмов о ленинградской трагедии.

Как сообщало ИА FederalCity, празднование вызвало несколько скандалов. В частности, случился протест небольшой группы оппозиционеров против парада на Дворцовой площади, а в зарубежной прессе вышел ряд статей, в которых российские власти обвинялись, что используют юбилей в целях пропаганды.

Одним из скандалов стал выход фильма Алексея Красовского «Праздник», обозначенного как «блокадная комедия». Режиссер попытался создать сатиру о том, что в блокадном городе находились люди, в силу своего положения почти не затронутые голодом. По мнению многих критиков, вышло это плохо – в чисто художественном отношении, даже если не брать вопросы этики. Однако картина получила некоторую известность по причине сопутствующего ей широкого возмущения и обвинений режиссера в кощунстве.
 
Кадр из фильма "Праздник"

Прокатного удостоверения «Праздник» не получил, и Красовский вообще отказался от такой возможности. При этом он попытался организовать показ фильма в петербургском арт-пространстве «Freedom», однако тот был сорван патриотической общественностью. Тогда ленту вывесили на YouTube. Теперь режиссер пытается собрать под нее деньги от жертвователей – обычная блогерская практика на этом ресурсе.

Счастливее судьба сложилась у ленты «Спасти Ленинград» режиссера Алексея Козлова. Она рассказывает о малоизвестном эпизоде блокады – гибели 17 сентября 1941 года в результате налета немецких самолетов баржи, вывозившей из осажденного города по Ладоге мирных жителей и курсантов военных училищ. Премьера этого фильма состоялась накануне юбилейных торжеств.

Несмотря на некоторый «голливудский» налет и местами несоответствие историческим фактам, что было отмечено критиками, в целом фильм был воспринят доброжелательно.
- В «Спасти Ленинград» ощутимо влияние и «Титаника», и «Спасти рядового Райана», а более всего — «Дюнкерка» Кристофера Нолана. И самое поразительное то, что Козлову удалось в некотором смысле превзойти одного из ведущих гениев современного кинематографа (превзойти, разумеется, использовав его наработки), - считает публицист Егор Холмогоров.
 
Кадр из фильма "Спасти Ленинград"

Однако, пожалуй, главным кинособытием юбилея снятия блокады стал долгожданный фильм режиссера Федора Попова режиссера «Коридор бессмертия». Он снимался пять лет, а его предпремьерный показ состоялся 26 января в петербургском кинотеатре «Родина».

Фильм рассказывает о засекреченной в советское время «Дороге победы», по значимости не уступающей знаменитой «Дороге жизни». Это 30-километровая железнодорожная ветка вдоль Ладожского озера между Шлиссельбургом и Полянами, возведенная после прорыва блокады в 1943 году за 17 дней под непрерывным огнем врага. Железнодорожники, обслуживавшие ходившие по этой ветке поезда, называли ее «Коридором смерти» - столько там погибло их коллег.

Эту тему первым поднял в прессе петербургский писатель Дмитрий Каралис, который стал соавтором сценария фильма. Его отец работал на «Дороге смерти» начальником поезда.
- Фильм рассказывает о событиях 75-летней давности, - сказал Дмитрий Каралис в беседе с ИА FederalCity. – Долго, очень долго доходят добрые дела предков до потомков. Это ложь и наветы скачут семимильными шагами. Я иногда думаю: ни расскажи мне в детстве отец о каком-то «Коридоре смерти», ни начни я в зрелом возрасте интересоваться историей семьи, ни напиши я несколько статей о малоизвестной странице ленинградской блокады, ни сними в 2006 году документальный фильм об этой железнодорожной ветке, ни прочитай режиссер Федор Попов мою статью о девчонках-железнодорожницах, ни подхвати «Литературная газета» и «Невское время» эту тему... И что, не было бы фильма? Может быть и так. Но вот, встретились неравнодушные потомки, и тема вышла на экран. Мы отдали долг памяти нашим отцам, дедам-прадедам! А сколько еще таких тем в нашей истории!
Документальный фильм "Коридором бессмертия" был снят режиссером Марианной Бакониной по сценарию Дмитрия Каралиса в 2006 году при поддержке РЖД и "Центра современной литературы и книги".

Возвращаясь к показу художественного фильма, трагическая и вместе с тем жизнеутверждающая история не оставила равнодушной зрителей, среди которых были блокадники и работники Октябрьской железной дороги. Многие после сеанса не скрывали слез.
 
Режиссер Федор Попов (слева), ныне покойный писатель Даниил Гранин, исторический консультант фильма «Коридор бессмертия» (в центре), и Дмитрий Каралис (на заднем плане) с участниками съемочной группы фильма. Фото из архива Д. Каралиса

-  Этот фильм – словно окно в прошлое, - сказал ИА FederalCity писатель Павел Ганипровский. – Некая «капсула времени», показывающая лишь один эпизод великой трагедии и великой победы выстоявшего города. Фильм начинается с момента прорыва блокады и начала строительства дороги, и заканчивается захватывающей историей эвакуации из Ленинграда циклотрона и ученых-ядерщиков. Но для зрителей события фильма экстраполируются в обе стороны. Мы понимаем, что пережили герои фильма к его началу и знаем, как был использован циклотрон после войны. То есть, история конкретной поездной бригады вплетается во всю героическую и трагическую историю XX века. И так, на частном, казалось бы, факте, авторам фильма удалось создать масштабное историческое полотно.
А завтра, 29 января, в Президентской библиотеке в Петербурге состоится показ другого фильма Дмитрия Каралиса – «Блокадная кровь». ИА FederalCity уже рассказывало об этой документальной ленте, посвященной работе донорской службы в осажденном Ленинграде.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.