Несмотря на то, что простые американцы, как рассказывало вчера ИА FederalCity, продолжают вести свой обычный образ жизни, тратя немалые суммы денег на разные покупки, экономистов США все сильнее беспокоит инфляция в стране и возможность рецессии. Такие опасения высказывает, в частности, штатный обозреватель газеты «New Yorker» Джон Кэссиди.
Инфляция – это сводная цифра, индекс, который складывается из бесчисленных транзакций по всей экономике. В прошлом месяце наиболее заметными событиями стали большие скачки цен на энергоносители и продукты питания, которые в большей или меньшей степени можно отнести к сбоям, вызванным конфликтом на Украине. Кроме того, имеются некоторые признаки того, что более высокие цены на энергоносители привели к росту цен в других секторах экономики, включая огромный сектор услуг. Например, к росту цен за доставку и за услуги прачечных и химчисток, которые потребляют много энергии – цены там за последние двенадцать месяцев доросли до двузначных чисел. Из-за подобных событий индекс потребительских цен в целом вырос на 1,2% в марте и на 8,5% за предыдущие двенадцать месяцев.
Джон Кэссиди. Кадр из интервью, данного им на конференции в Института нового экономического мышления
Однако если исключить продовольственные и энергетические компоненты, можно обнаружить, что остальные цены в марте выросли на 0,3%, и это меньше, чем их рост в феврале – на 0,5%. Это согласуется с прогнозом о том, что общая инфляция приближается к своему пику или уже достигла его.
Растущая инфляция сама по себе не вызывает рецессии. На самом деле, инфляция часто рассматривается, как признак того, что экономика растет слишком быстро по сравнению с предложением рабочей силы и других ресурсов. Опасность заключается в том, что быстрый рост цен может побудить политиков, особенно в Федеральной резервной системе (ФСР), нажать на тормоза в экономике. Экономист Ларри Саммерс подчеркивает опасность того, что если ФРС быстро не возьмет инфляцию под контроль, она может быть вынуждена предпринять действительно решительные действия – это означает действительно значительное повышение процентных ставок, что не просто замедлит экономику, но и погрузит ее в глубокую рецессию. Такое уже происходило в начале восьмидесятых годов. Защитники ФРС говорят, что у нее все еще есть неплохие шансы охладить экономику и снизить инфляцию, не вызывая рецессии – это сценарий, известный под названием «мягкая посадка».
Стирать в прачечной в США теперь накладно. Фото: pixabay.com
Чего же ждать экономике? Все зависит от того, как интерпретировать недавний всплеск инфляции. Если он в значительной степени вызван сбоями, связанными с пандемией, такими, как неразбериха в глобальной цепочке поставок, и что рост цен будет постепенно ослабевать по мере решения этих проблем, то из этого следует, что у ФРС есть приличные шансы добиться стабилизации без рецессии. Если же инфляция является результатом чрезмерного спроса на товары и рабочую силу и если она начинает прочно укореняться в экономике, к перспективам ФРС стоит отнестись скептически.
С экономической точки зрения, президент Байден заключает сейчас что-то вроде «сырой сделки». Если посмотреть, например, на занятость, то за первый год с небольшим его президентства экономика создала больше рабочих мест, чем за любой предыдущий год. Уровень безработицы снизился с 6,4% до 3,6%. Это большое изменение, и, с исторической точки зрения, можно было бы ожидать, что это посчитают политической заслугой президента. Однако с точки зрения распространения информации, даже этим фактом очень трудно отвлечь внимание от всплеска инфляции. Возможно, отчасти в этом виноваты средства массовой информации, но дело еще и в том, что рост цен виден почти всем ежедневно и, следовательно, очень заметен. Наиболее очевидным примером являются цены на газ, но не меньше бросаются в глаза также счета за отопление и стоимость продуктов питания, которые за последние двенадцать месяцев выросли почти на 9%.
Ценники в американских супермаркетах покупателей не радуют. Фото: pixabay.com
Эти факты создают действительно сложную политическую проблему. Если Белый дом попытается привести аргумент о том, что да, рост инфляции – это очень нежелательное явление, но в экономике также есть позитивные изменения, его обвинят в том, что он не в курсе событий. Таким образом, сейчас он сосредоточен на решении проблемы инфляции. Президент высвобождает больше нефти из Стратегического нефтяного резерва и объявил, что отменит летний запрет на бензин, который содержит больше этанола и стоит немного дешевле. Пока не ясно, повысят ли эти шаги рейтинг одобрения Байдена – опросы показывают, что он временно перестал падать, но это может измениться, так что Белому дому надо надеяться, что 8,5-процентный показатель инфляции стал ее пиком.