На пересечении проблем. В Москве таксист сбил человека на моноколесе

На пересечении проблем. В Москве таксист сбил человека на моноколесе
  Момент происшествия. Источник: "Прокуратура Москвы"

На улице Профсоюзной водитель автомобиля такси, пересекавший перекресток на запрещающий сигнал светофора, сбил мужчину, ехавшего на моноколесе. И такси, и электротранспорт в Москве давно стали двумя серьезными угрозами безопасности для жителей столицы, и проблемы здесь несмотря на некоторые предпринимаемые меры остаются. 

Как сообщает телеграм-канал "Прокуратура Москвы", пострадавший 34-летний мужчина скончался на месте. Прокуратура Юго-Западного административного округа контролирует ход процессуальной проверки, проводимой по данному факту.

Телеграм-каналы пишут, что погибший был курьером сервиса доставки Delivery Club.  

Трагическое происшествие на юго-западе мегаполиса вновь ставит вопрос об ужесточении регулирования эксплуатации средств индивидуальной мобильности (СИМ) в городах страны и особенно в Москве. 

Напомним, как ранее сообщало FederalCity, столица занимает в России печальное первое место по количеству аварий с участием электросамокатов и других индивидуальных электротранспортных средств. Согласно информационно-аналитическому обзору Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, на Москву приходится четверть всех происшествий с участием СИМ. За 6 месяцев 2022 года в России произошло 370 ДТП с участием велосипедов на электротяге, мопедов и мотоциклов с электродвигателем мощностью менее 4 кВт и т.д.). В таких авариях погибли 6 человек и получили ранения 382. 

Наибольшее количество аварий зарегистрировано в Москве – 94. Для сравнения: в Санкт-Петербурге ДТП с СИМ было 57, в Краснодарском крае – 26. 

По сравнению с аналогичным периодом прошедшего года количество ДТП в стране увеличилось на 174%, число погибших – на 100%, раненых – на 176,8%. 

Смертельный случай в Москве с начала 2022 года был один, теперь приходится эту статистику подправить. 

Налицо негативная динамика по количеству происшествий с участием индивидуального электротранспорта, следовательно, нужны срочные меры для исправления ситуации. 

Между тем в Москве действия властей в плане регулирования СИМ можно назвать противоречивыми. Электросамокаты. Источник: Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)

Услугами проката индивидуального электротранспорта (кикшерингом) в столице уже пользуется более 1,5 миллиона человек. С начала сезона 2022 года по начало августа самокаты брали в аренду более 10 миллионов раз (в прошлом году – 8,6 миллиона раз). Сейчас в столице предлагаются в аренду в общей сложности 35 тысяч самокатов

При этом операторы проката самокатов в столице могут получать субсидии на обновление парка – мэрия выделяет компаниям на эти цели 65 миллионов рублей. В 2022 году часть затрат на закупку новых электросамокатов Москва оплатила из бюджета. 

Зная о пугающей статистике происшествий с электросамокатами и о том, что подавляющее большинство (79%) случаев приходится на наезды на пешеходов, власти устанавливают некоторые ограничения. Так, запущен проект "Включи режим безопасности" и одноименный сайт, скорость для электросамокатов ограничена до 25 км/ч, создаются так называемые медленные зоны в парках и иных общественных местах (скорость для СИМ – в пределах 5–15 км/ч). А Министерство транспорта РФ предложило запретить на электросамокатах тяжелее 35 килограммов движение по тротуарам и установить допустимую скорость СИМ в пешеходных зонах в пределах 20 км/ч. Тех, кто передвигается на самокатах без двигателей и на роликах, в Минтрансе предлагают считать пешеходами. 

Автомобиль такси влетел в витрину ТЦ. Источник: телеграм-канал "Прокуратура Москвы"

Что касается движения на электросамокатах по проезжей части (как в случае гибели курьера Delivery Club), здесь также нет четких правил, и спорные ситуации разрешаются с помощью суда, о чем ранее мы писали. Пока в расчет принимается решение пленума Верховного суда, который постановил, что возможность отнесения электросамоката к тем или иным транспортным средствам сопряжена с оценкой технических характеристик конкретного мобильного средства передвижения. 

Возможно, одним из промежуточных решений проблемы безопасности движения на индивидуальном электротранспорте по проезжей части и дорогам общего пользования могло бы стать требование обеспечивать более высокую заметность такому виду транспорта с помощью специальных ярких световых сигналов.  

Такси в Москве. Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0) 

В гибели курьера на моноколесе, очевидно, виноват водитель такси, двигавшийся на красный свет. И это другая сторона проблемы безопасности движения в Москве и безопасности жизни в мегаполисе в целом. 

Здесь буквально в последний год благодаря запуску в августе 2021 года комплексной информационной системы "Аналитика работы такси" (КИС "АРТ") произошли некоторые позитивные сдвиги. 

Система призвана контролировать прохождение водителями медосмотров, техосмотров, фиксирует другие данные. Водитель-иностранец не может получить цифровой идентификатор в системе без регистрации на сайте госуслуг. А для трудоустройства необходимо иметь российское водительское удостоверение и стаж вождения не менее трех лет. Либо водитель может предъявить права стран, где русский язык является одним из официальных (Киргизия, Белоруссия, Казахстан, Абхазия и Южная Осетия). 

Такси в Москве. Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0) 

В Дептрансе Москвы отметили, что в системе сейчас зарегистрировано около 220 тысяч водителей, в регистрации отказано более чем 2,3 тысячам водителей, у которых стаж был менее трех лет, и иностранцам, которые не могут на территории России работать водителями. 

Правда, в ведомстве признают, что таксисты-нарушители все же есть, и в 2022 году инспекторы МАДИ выявили 629 водителей без медосмотров, а 742 водителя не проходили ежедневный техконтроль автомобиля. 

Кроме того, как ранее сообщало FederalCity, во время рейдов Госавтоинспекции оказывается неисправной каждая седьмая автомашина такси, тысячи авто оказываются с нечитаемыми или нестандартными номерами. 

Всего за 2021 год в Москве произошло 1966 аварий с пострадавшими, виновниками и участниками которых стали автомобили такси. Для сравнения: пользователи каршеринга становились участниками ДТП 436 раз. Это 23% и 5% от всех дорожно-транспортных происшествий столичного региона, в которых пострадали люди. С начала 2022 года по май в Москве количество погибших в дорожных авариях с участием такси хоть и сократилось, но осталось высоким: зарегистрировано 603 ДТП, в результате 9 человек погибли и 736 получили ранения, сообщает сайт ГИБДД. 

Что касается доли мигрантов в московском такси, то из 220 тыс. водителей 59,4 тыс. (27%) являются уроженцами других стран. Больше всего таксистов из Киргизии (44,6 тыс.), Таджикистана (5,2 тыс.) и Узбекистана (3,4 тыс.)

Водительское удостоверение Киргизии. Источник: https://kg.akipress.org

Согласно статистике за 2021 год.ю в России зарегистрировано 973 ДТП с участием водителей-иностранцев, в них погибли 29 и ранены 1211 человек. Подавляющее большинство всех таких ДТП в стране произошло в Москве (72,4%).

"Чаще всего в происшествия на легковом такси попадают граждане Кыргызстана: на их долю пришлось более двух третей от всех происшествий – 689. В результате ранения получили 845 человек, а 25 погибли. На втором месте таджикистанцы – 100 случаев, узбекистанцы – 95", – приводят данные МВД СМИ. 

Всего, по данным МВД, за 2021 год в России легковые такси попали в ДТП 3703 раз. 

Цифры однозначно говорят о высокой аварийности работы иностранных водителей в такси. 

Такси в городе. Источник: https://pixabay.com

В июле 2022 года в Совете по правам человека предложили запретить водителям-иностранцам работать в такси. Здесь отметили, что намерение в готовящемся сейчас новом законе о такси привлечь "самозанятых" водителей может ухудшить ситуацию с безопасностью из-за увеличения числа недостаточно подготовленных водителей, часто они из стран СНГ. Негативно правозащитники оценили и перекладывание на "самозанятых" затрат на техобслуживание, медосмотры, страховку и вынужденное увеличение времени работы. Из этой же серии предполагаемая отмена требований о специальных обозначениях на автомобилях и некоторые другие предложения.

"Законопроект ориентирован на бизнес-интересы агрегаторов такси и в недостаточной степени учитывает права и законные интересы пассажиров. Его принятие в действующей редакции может привести к нарушению прав граждан РФ", – говорится в заключении СПЧ. 

Заметим, что, по-видимому, и в сфере автоперевозок в России бизнес-интересы оказываются в приоритете над интересами граждан, как это имеет место и в других сферах – стройиндустрии и коммунальном хозяйстве.  

Ранее FederalCity сообщало, что такси в Москве остается довольно дорогой и небезопасной услугой. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен