Забастовки во Франции вызвали гнев Макрона и корпораций, которые недосчитываются прибыли

Забастовки во Франции вызвали гнев Макрона и корпораций, которые недосчитываются прибыли
  Одна из демонстраций во Франции, устроенная движением "Молодые коммунисты Франции". Кадр из видео, снятого во время акции

Информационное агентство «Bloomberg» рассказало о том, к каким последствиям могут привести и уже приводят многочисленные забастовки работников разных отраслей промышленности во Франции. Ранее FederalCity освещало протесты сотрудников нефтеперерабатывающих предприятий – одни из многих в этой стране. 

Во вторник, 18 октября 2022 года, французские железнодорожники, энергетики и работники других ключевых отраслей промышленности начали общенациональную забастовку, требуя увеличения заработной платы за счет уменьшения доли корпоративной прибыли. Это еще больше усилило давление на президента Эмманюэля Макрона, от которого ждут дальнейших шагов по смягчению последствий все быстрее растущей инфляции.

Эмманюэль Макрон. Фото: Википедия 

Новая забастовка началась на фоне многонедельного отказа выходить на работу сотрудников нефтеперерабатывающих заводов и складов топлива, что вызвало его нехватку почти на четверти автозаправочных станций страны. Это принесло дополнительные проблемы многим французам, собиравшимся в эти выходные, во время школьных каникул, отправиться куда-нибудь на отдых вместе с детьми. 

Тем временем, по всей Франции прошли демонстрации, к которым присоединились тысячи людей, что привело к некоторым перебоям в работе около половины региональных поездов. При этом международные перевозки практически не пострадали, хотя четыре рейса железнодорожной компании «Eurostar» между Парижем и Лондоном все-таки пришлось отменить. А во время марша в Париже французское телевидение показало, как группа демонстрантов буквально атаковала дилерский центр «BMW AG». Пришлось вмешаться сотрудникам полиции, облаченным в специальное снаряжение. 

Поезда компании "Eurostar". Фото: Википедия 

Восемь профсоюзов и студенческих организаций, которые призывают к забастовке, выступают против решения правительства заставить некоторых сотрудников на объектах, принадлежащих крупным нефтяным компаниям «TotalEnergies» и «ExxonMobil Corp.», вернуться к работе, чтобы обеспечить автомобилистов бензином. 

Начавшиеся во вторник забастовки пополнили и без того немалый список проблем президента Эмманюэля Макрона, потерявшего абсолютное большинство в нижней палате парламента на июньских выборах. Теперь правительству, похоже, придется бороться за получение достаточной поддержки, чтобы протолкнуть законопроект о бюджете на следующий год, а Макрон будет вынужден прибегнуть к спорному ускоренному процессу принятия указов. 

Затянувшиеся забастовки в компании «Électricité de France», крупнейшего производителя электроэнергии в стране, вынуждающие ее сократить производство, а также отложить некоторые ремонтные работы на ядерных реакторах, только повышают риск дефицита электроэнергии этой зимой, предупредил сетевой оператор «Réseau de Transport d'Électricité»

Логотип компании "Électricité de France". Фото: Википедия 

Инфляция, превышающая 6%, на фоне рекордных прибылей нефтяных компаний, а также все быстрее растущее беспокойство у населения за свое благосостояние только усилили поддержку бастующих. Как показал опрос, опубликованный в воскресенье французским институтом общественного мнения «Ifop» для газеты «Le Journal du Dimanche», 82% его участников считают, что Макрон прилагает недостаточно усилий для борьбы с растущими потребительскими ценами. 

Лидер профсоюзного объединения «Всеобщая конфедерация труда» (CGT) Филипп Мартинес выступил с требованием повышения в стране минимальной заработной платы в месяц на 300 евро, то есть, до 2 тысяч евро. Однако государство уже потратило более 100 миллиардов евро на меры по защите домохозяйств и предприятий от энергетического кризиса, а ранние шаги по ограничению цен на электроэнергию и газ, еще до начала российско-украинского конфликта, сегодня помогли сохранить уровень инфляции в стране ниже, чем в соседних европейских странах. Тем не менее, правительство предупредило, что его щедрость не будет длиться вечно. Всеобщая скидка на топливо закончится в начале следующего года, а лимит регулируемого повышения цен на энергоносители увеличится на 15%. Тем временем, Европейский центральный банк дважды повышал процентные ставки, и на этом не остановится, что, очевидно, окажет давление на стоимость заимствований для предприятий и населения. 

Линия электропередачи компании "Réseau de Transport d'Électricité". Фото: Википедия 

- Конечно, из-за снижения покупательной способности атмосфера беспокойства и гнева реально существует, а работники из всех секторов экономики хотят повышения заработной платы, - заявил политический историк Жан Гарригес. - Тем не менее, мы не должны столкнуться с непосредственной угрозой социального взрыва, поскольку не все  работники частного сектора могут позволить себе бастовать. 

Опрос, опубликованный исследовательской организацией «Elabe» для телеканала «BFM TV», показал, что начатая во вторник забастовка не нашла поддержки у большинства французов. Лишь 39% опрошенных поддерживают ее или сочувствуют ее участникам, а 49% высказались против. Также растет оппозиция забастовкам на нефтеперерабатывающих заводах, которые проходят под руководством CGT: число ее противников увеличившись с 40 до 48%, в то время как за нее по-прежнему выступают 40%

Крупнейший профсоюз частного сектора Франции CFDT, который на прошлой неделе принял предложение «TotalEnergies» о повышении заработной платы персонала на 7%, от забастовки отказался, утверждая, что массовые протесты неэффективны, и вместо этого следует  пошагово давить на компанию. 

Штаб-квартира CGT в Монтрее. Фото: Википедия 

- Рабочие не верят в эффективность забастовок с целью повышения заработной платы, - заявил глава CFDT Лоран Бергер телекомпании «Public Senat»

Для нежелающего идти на компромисс CGT, а также для других профсоюзов и некоторых левых политиков вторник стал реальной проверкой их способности убедить большинство людей присоединиться к движению. При этом для Макрона существует риск распространения недовольства и на другие секторы. Опрос «Elabe» также показал, что в ближайшие недели треть опрошенных будут готовы присоединиться к забастовкам или протестам по поводу расходования правительством бюджетных средств. 

Продолжающиеся на этой неделе парламентские дебаты по законопроекту о бюджете могут серьезно усилить напряженность. Национальное собрание, включая даже некоторых сторонников Эмманюэля Макрона, одобрило поправки, требующее от компаний вносить больший вклад в стабильность в стране, которые ранее правительство сочло направленными против бизнеса. 

Логотип компании "Elabe". Фото: Википедия 

Еще в 2018 году президентство Макрона было омрачено протестами «желтых жилетов», которые были вызваны повышением налогов на топливо и переросли в более широкий гнев и недовольство по поводу социального неравенства. Уже тогда его стиль правления не был принят большинством французов, а несколько месяцев спустя прошли массовые демонстрации против его плана реформирования пенсий, которые привели к нарушению работы транспорта и коммунальных служб. И лишь пандемия COVID19 помогла президенту приостановить нарастающие недовольства. 

Теперь же Эмманюэль Макрон хочет провести этой зимой еще одну непопулярную реформу, что лишь повысит вероятность дальнейших протестов и народных волнений. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен