Флот «теневых» танкеров, перевозящих российскую нефть, растянулся на тысячи километров

Флот «теневых» танкеров, перевозящих российскую нефть, растянулся на тысячи километров
  Один из танкеров "Совкомфлота". Фото "Bloomberg"

Американское информационное агентство «Bloomberg» подсчитало, сколько нефти Российская Федерация поставляет сейчас азиатским странам и сколько ей требуется для этого танкеров. Подробности – в материале FederalCity

По мнению Джулиана Ли, который является экспертом «Bloomberg» в области нефтяной торговли, сегодня Россия очень старается, в обход западных санкций, доставить свою нефть новым основным покупателям в Азии, для чего использует огромное количество танкеров.  

Еще в конце прошлого года Евросоюз ввел практически полный запрет на покупку нефти из РФ, доставляемой морским путем. В результате Москва изменила стратегию, и несмотря на огромные расстояния, направила свои основные экспортные нефтяные потоки в Индию и Китай. Однако расстояния между Россией и этими государствами слишком велики, а потому большое количество российских танкеров и судов из стран, поддерживающих РФ, постоянно находятся в движении, что неминуемо создает их нехватку, а значит, зависимость России от европейских танкеров опять нарастает. Но эти европейские суда в условиях санкций не могут застраховать перевозимый груз, если стоимость барреля превышает 60 долларов

Читайте также: «Приведет ли запрет ЕС на нефть из России к новому росту цен на заправках?»  

До введенных ЕС ограничений объем российской нефти, перевозимый европейскими танкерами с запада РФ, достигал почти 50%. По прошествии месяца, в начале 2023 года, эта цифра уменьшилась вдвое. Однако танкеры, принадлежавшие европейским компаниям, достаточно оперативно были заменены либо на российские, либо на «теневые» суда неизвестного происхождения. 

После введения ограничений поток нефти из России сменил направление. Фото: pravdaurfo.ru 

К началу февраля, то есть еще через месяц, большинство привлеченных для перевозки российского топлива танкеров все еще не завершили свой первый рейс. Сейчас они находятся на обратном пути, а значит, чтобы удовлетворить азиатский спрос, в феврале России потребуется больше европейских судов, и объем перевозок топлива на них на данный момент вырос на треть. В дальнейшем эти показатели будут постоянно меняться, то уменьшаясь, то увеличиваясь в зависимости от готовности к загрузке российских и «теневых» танкеров. 

Если обратиться к цифрам, имеющимся на начало 2022 года, то основными покупателями российской нефти были европейские компании: на их долю приходилось почти 90% российского экспорта, осуществляемого из западных портов. А российский экспорт топлива в Индию был тогда мизерным. Но уже через год все кардинально поменялось. Сегодня лишь 6% всего российского нефтяного экспорта приходится на Европу, а Индия стала покупать 85% нефти из РФ. 

Такое положение дел резко изменило логистику. Время доставки грузов значительно возросло из-за втрое увеличившегося расстояния, а значит, танкеров России необходимо гораздо больше. 

Штаб-квартира компании "Лукойл" в Москве. Фото: Википедия 

После начала конфликта на Украине многие европейские страны стали отказываться от российской нефти, а азиатские покупатели еще не нарастили свой импорт, но тогда на помощь РФ пришли заводы по переработке нефти российской компании «Лукойл», расположенные в Средиземноморье. Большой нефтяной поток пошел именно туда, однако уже в апреле 2022 года Индия и Китай постепенно стали основными, а с 5 декабря 2022 года – практически единственными покупателями нефти с Балтики

Чтобы доставлять в азиатские страны тот объем нефти, который законтрактован, России необходимо огромное количество судов. Каждый баррель российской нефти теперь преодолевает значительное расстояние, а его время в пути до места назначения, например, на западное побережье Индии, составляет более месяца, и еще столько же необходимо судну, чтобы вернуться в балтийский порт и встать под новую загрузку. И это если не возникнет непредвиденных задержек во время разгрузки в индийском порту. С поставками нефти в Китай ситуация еще сложнее. В этом случае время доставки увеличивается еще вдвое, и дорога туда и обратно превысит 4 месяца

Читайте также: «На фоне дефицита возобновляемых источников энергии в Индии резко вырос спрос на уголь и российскую нефть»

Но следует отметить, что экспорт российской сырой нефти в Азию идет не только с Балтики. Россия также задействует порты Черного моря и Арктики. Суда, используемые ею для перевозки нефти из балтийских портов, имеют грузоподъемность примерно 700 тысяч баррелей, а при поставках из Арктики или из Черного моря привлекаются более крупные танкеры, способные взять на свой борт около 1 миллиона баррелей

Логотип "Совкомфлота". Фото: Википедия 

Если Россия намерена сохранять в ближайшие месяцы январский объем продаж сырой нефти, причем отправлять ее в те же страны, то для того, чтобы сделать это, ей придется задействовать более 200 танкеров. При этом российский государственный флот, «Совкомфлот», состоит лишь из 42 наливных кораблей различного тоннажа. Так что для перевозки запланированного нефтяного экспорта России понадобятся и «теневые» суда симпатизирующих ей стран, и частично европейские танкеры. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен