Общественному движению «Архнадзор», занимающемуся охраной исторических зданий и архитектурных памятников, удалось уберечь от сноса еще одну старинную постройку, у которой, как казалось еще недавно, вообще не было шансов на спасение. Подробности – в материале FederalCity.
Строение, о котором идет речь, не является объектом культурного наследия и выглядит очень скромно – защищать подобные дома от уничтожения особенно сложно, даже если они имеют важное историческое значение. А в данном случае это именно так: здание вокзала на железнодорожной станции Крюково в подмосковном городе Зеленограде было построено в 1951 году на месте полностью разрушенных во время Великой Отечественной войны прежних построек по проекту известного архитектора Игоря Явейна. В те годы необходимо было быстро восстановить огромное количество превращенных в руины домов, но несмотря на это, строительство вокзалов – даже на небольших станциях – поручили крупным специалистам, и строили их с таким расчетом, чтобы они прослужили многие годы и десятилетия.
Так появилось здание вокзала в Крюково, простоявшее там более 70 лет и «дожившее» до реконструкции всех построек этой станции. Изначально в проекте реконструкции значилось, что старый вокзал останется на своем месте, хотя и не будет больше использоваться по назначению из-за его маленьких размеров. Но в конце прошлого годы градозащитникам из «Архнадзора» стало известно, что руководство Октябрьской железной дороги все-таки решило снести прежний вокзал, потому что он не отвечает современным требованиям для таких построек.
Проект реконструкции станции Крюково с паровозом на месте старого вокзала. Фото: сайт "Архнадзора"
На вопросы о том, зачем зданию, которое решено было оставить, как память о прошлом, и которое не будет действующим вокзалом, соответствовать нормам для настоящих вокзалов, представители ОЖД ответить затруднилась, и активистам пришлось проделать очень большую работу, чтобы убедить московские власти в необходимости сохранить это строение. В этом их поддержали жители Зеленограда, много писавшие о важности старинного вокзала в соцсетях.
ОЖД попыталась оправдать снос вокзала желанием установить на его месте старинный паровоз, но такое объяснение тоже выглядело абсурдным: паровоз, по сравнению с домом, занимает не так уж много места, и ничто не мешает поставить его рядом с историческим зданием. О чем тоже много говорили и писали активисты «Архнадзора» и местные жители.
Юрий Егоров. Фото: vgudok.com
- Мы в очередной раз призываем Октябрьскую железную дорогу одуматься, - говорил в интервью разным изданиям координатор «Архнадзора» Юрий Егоров. – И конечно, сохранить историю, тем более что здесь даже ничего не надо перепроектировать. Надо просто выполнить те проектные решения, которые уже есть, утверждены.
И в конце концов, усилия градозащитников оказались не напрасными: Октябрьская железная дорога передумала разрушать старый вокзал, о чем было официально объявлено в СМИ. Историческая постройка останется стоять рядом с новым зданием вокзала, и у всех пассажиров, приезжающих в Крюково, будет возможность увидеть, какими были вокзалы на маленьких станциях в середине прошлого века.